Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)" (далее - проект федерального закона) предусматривает изменение порядка зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям.
В настоящее время налог на доходы физических лиц с физических лиц (Получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям) зачисляются по месту нахождения центральных офисов акционерных обществ и других организаций. Крупнейшие из них находятся в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, и так имеющих максимальную в Российской Федерации бюджетную обеспеченность. (Бюджеты по доходам г. Москвы и г. Санкт-Петербурга на 2023 год составляют соответственно 3,746 трлн. руб. и 2,057 трлн. руб.). При этом в бюджеты данных регионов по данным Федеральной налоговой службы из других субъектов Федерации поступает ежегодно от 6,7 до 8 млрд. руб. в виде налога на доходы физических лиц получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям. Другие субъекты Российской Федерации, где зарегистрированы и осуществляют свою трудовую деятельность получатели этих дивидендов по акциям процентов по облигациям, и которые существенно менее обеспечены, чем г. Москва и г. Санкт-Петербург, лишены этих доходов. Данная диспропорция в зачислении доходов представляется не справедливой.
Согласно действующему в соответствии с п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации порядку сумма налога на доходы физических лиц и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика - физического лица, перечисляется по месту учета налогового агента - организации, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.
С целью справедливого распределения доходов бюджетной системы Российской Федерации и повышения доходов местных и региональных бюджетов проектом федерального закона предлагается закрепить норму о перечислении налога на доходы физических лиц с сумм, полученным в виде дивидендов, а также с налоговой базы, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств (процентов) по месту регистрации физического лица.
Заключение Правительства Российской Федерации на законопроект имеется. Указанная в нём проблема усложнения администрирования налога носит несущественный для практически полностью цифровизированной Федеральной налоговой службы технический характер, а довод о формировании "выпадающих доходов местных бюджетов" у "выгодоприобретателей" существующей модели зачисления налогов с дивидендов по акциям и процентов по облигациям по месту регистрации головного офиса компании, столичных мегаполисов, в масштабе их огромных, по сравнению с остальными регионами страны, исчисляемых триллионами рублей, бюджетов, не убедителен. Напомним, что еще в 2016 г. на совещании по вопросам социально-экономического развития регионов Президент России В.В. Путин обращал внимание на диспропорции в бюджетной обеспеченности регионов. "Отмечается большой разрыв в бюджетных доходах отдельных субъектов Федерации, а значит, и в оплате труда, объемах финансирования социальных, инфраструктурных проектов. Нам необходимо найти решения, которые сгладят такие дисбалансы, позволят регионам укреплять свою финансовую базу".
Данный законопроект предлагает одно из решений, направленное на выполнение указанной задачи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с позицией Федеральной налоговой службы России (от 20.06.2023 исх. N ЕД-17-11/155@) при изменении порядка зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям потребуется модернизация программного обеспечения налоговых органов.
Вместе принятие проекта федерального закона приведет к увеличению доходов местных и региональных бюджетов абсолютного большинства субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц - получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.