Досье на проект федерального закона
Настоящим законопроектом, предлагается урегулировать неопределенность при отнесении побочных продуктов животноводства, прошедших обработку и переработку, к объектам регулирования федеральным законом от 19.07.1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (в редакции федерального закона от 28.06.2021 г.) (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).
Согласно Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), побочные продукты животноводства - это вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве для внесения в обработанном, переработанном виде в почву для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Требования к обращению побочных продуктов животноводства, в том числе к внесению обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства в почву, установлены Федеральным законом N 248-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства". В Законе и подзаконном акте отсутствует положения, устанавливающие обязанность по регистрации обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства как агрохимиката или иные мероприятия, схожие с требованиями, установленными к обращению удобрений, агрохимикатов.
В соответствии с основной целью Федерального закона N 248-ФЗ Федеральным агентством по техническому регулированию утвержден код ОКПД 2 (01.49.28.200 Побочные продукты животноводства), который относит побочные продукты животноводства независимо от проведения обработки/переработки или без нее к группе 01 "Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты". Удобрения животного происхождения включены в иную группу ОКПД 2 - группу 20 "Вещества химические и продукты химические (20.15.80.110 удобрения животного происхождения). Соответственно, побочные продукты животноводства не являются удобрениями, а при переработке, обработке без применения химических и (или) биологических препаратов не являются агрохимикатами.
Тем не менее вопрос однозначного исключения побочных продуктов животноводства, прошедших обработку, переработку, из сферы действия ФЗ N 109 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" остается неурегулированным.
Федеральным законом N 248-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части исключения из понятия "агрохимикаты" побочных продуктов животноводства, не прошедших обработку, переработку.
Указанное противоречие вызывает невозможность четкого отнесения объекта регулирования ("побочные продукты животноводства, прошедшие обработку, переработку") к объектам регулирования указанных законодательных актов (федеральные законы N 248-ФЗ и N 109-ФЗ) с вытекающими из этого последствиями как в части соблюдения требований к производству и обороту, определения необходимости регистрационных действий, так и в части осуществления контрольно-надзорных функций и применения штрафных санкций.
Законопроектом предлагается внести изменения, устраняющие вышеуказанные противоречия. Согласно законопроекту, побочные продукты животноводства обработанные и переработанные без применения химических и (или) биологических препаратов не являются агрохимикатом и не подлежат регулированию Федеральным законом N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", так как такие продукты не содержат добавленных веществ, подлежащих регулированию Федеральным законом N 109-ФЗ.
Предлагаемое регулирование внесет ясность и определенность при определении объектной принадлежности побочных продуктов животноводства. Это исключит избыточное регулирование в отношении тех побочных продуктов, которые не являются агрохимикатами по своей природе. Одновременно с этим, побочные продукты животноводства, переработка, обработка которых осуществлялась с использованием химических и (или) биологических препаратов, будут регулироваться законодательством о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.
Законопроект вступает в силу со дня его опубликования в соответствии с частью 2.1. статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Законопроект вносит изменения в ранее принятый Федеральный закон N 109-ФЗ. Проектируемые изменения вносятся в целях снижения затрат юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Учитывая срок возникновения правоотношений в рамках Федерального закона N 248-ФЗ, вступившего в силу 1 марта 2023 года, законопроектом устанавливается, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 года.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует дополнительных расходов из бюджетов всех уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.