Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разработан в целях наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введены военное положение, режимы повышенных уровней реагирования или готовности, правом по установлению особого порядка отнесения внешних, объективных обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы.
В соответствии с подпунктом "н.1" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Торгово-промышленная палата Российской Федерации определяет торгово-промышленные палаты, которые свидетельствуют обстоятельства непреодолимой силы, возникшие при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, возникших в рамках правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), публикует перечень указанных торгово-промышленных палат на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливает порядок выдачи указанными торгово-промышленными палатами соответствующих заключений.
Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации, в том числе Союз "Торгово-промышленная палата Брянской области", в деятельности по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы руководствуются Положением о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утвержденным постановлением Совета TПП РФ от 24 июня 2021 года N 7-2 (далее - Положение), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пункт 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 раскрывает признаки форс-мажора (чрезвычайность, непредотвратимость и внешний по отношению к деятельности заявителя характер (отсутствие вины).
В пункте 1.3 Положения перечислены события, которые могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы. Однако для признания их таковыми они должны соответствовать признакам форс-мажора и быть прослеживаемы в соответствии с установленным в Положении порядком (например, иметь причинно-следственную связь, быть подтверждены документами компетентных органов и прочее).
На практике Союз "Торгово-промышленная палата Брянской области", в пределах предоставленных полномочий, зачастую не имеет возможности засвидетельствовать произошедшее событие как обстоятельство непреодолимой силы.
В пункте 5.6 Положения изложены основания для мотивированного отказа в свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы, к которым, помимо прочих, относятся: отсутствие (недоказанность заявителем) хотя бы одного из признаков форс-мажора; отсутствие необходимых документов и сведений.
Так, в частности, при совершении на территории Брянской области террористических актов, диверсий, в результате которых предприниматели не имеют возможности полностью либо частично исполнить взятые на себя договорные обязательства, Союз "Торгово-промышленная палата Брянской области" не имеет возможности проследить непричастность заявителя либо его работников к созданию таких обстоятельств (отсутствие вины).
В то же время на территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции либо расположенных вблизи них (по факту являющихся приграничными: Брянская область, Белгородская область, Курская область и др.), Вооруженными Силами Украины, экстремистскими и террористическими организациями, запрещенными в Российской Федерации и другими, совершаются террористические акты (в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов), диверсии и иные преступления, приводящие к ранениям и гибели мирного населения, повреждению, а иногда и разрушению жилых домов, зданий, строений, сооружений, линий электроснабжения, железнодорожных путей и транспорта, нефтяных резервуаров, иной инфраструктуры, что приводит к убыткам соответствующих субъектов Российской Федерации, субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов поврежденных (разрушенных) объектов и инфраструктуры.
В силу происходящих событий, вызванных внешними обстоятельствами, такие субъекты предпринимательской деятельности и иные хозяйствующие субъекты по объективным причинам, например, в силу утраты имущества, отсутствия электроснабжения и прочее, не имеют возможности исполнить взятые на себя договорные обязательства полностью либо в части.
Помимо этого, вынужденная эвакуация работников государственных учреждений, организаций, предприятий и предпринимателей, связанная с вышеуказанными событиями, фактически блокирует их работу, что, как следствие, приводит, к срыву сроков исполнения взятых на себя договорных обязательств.
При этом зачастую при совершении на территориях субъектов Российской Федерации, фактически являющихся приграничными, террористических актов, диверсий и иных преступлений, влекущих для хозяйствующих субъектов невозможность исполнения взятых на себя договорных обязательств полностью либо в части, региональные торгово-промышленные палаты в Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий не имеют возможности проследить наличие совокупности признаков форс-мажора.
Недоказанность отсутствия вины, отсутствие документов компетентных органов в силу п. 5.6 Положения являются прямыми основаниями для вынесения торгово-промышленными палатами субъектов РФ мотивированного отказа в выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы.
Таким образом, создается ситуация, когда субъект предпринимательской деятельности или иной хозяйствующий субъект вынужден уплачивать по требованию контрагента штрафные санкции (неустойку, пеню, штраф) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение взятых на себя договорных обязательств из-за обстоятельств, фактически являющихся обстоятельствами непреодолимой силы, вследствие чего несет убытки, компенсация которых практически невозможна.
В целях разрешения складывающихся спорных ситуаций законопроектом предложены положения, направленные на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введены военное положение, режимы повышенных уровней реагирования или готовности, в части наделения последних правом устанавливать особый порядок отнесения вышеуказанных обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы в соответствующем субъекте Российской Федерации, с учетом его особенностей и специфики.
Указанные положения направлены на защиту субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов соответствующих регионов Российской Федерации в части освобождения их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение взятых на себя договорных обязательств в связи с внешними обстоятельствами, не зависящими от их воли и действий (бездействия).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской федерации от 19 октября 2022 г. N 756" на территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя введен режим (средний уровень реагирования), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, в органах исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, отдельных мероприятий по территориальной обороне, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.
Полагаем, что Брянская, Курская, Белгородская области и иные субъекты Российской Федерации, которые наиболее всего подвержены внешним угрозам, должны иметь особый статус, некие привилегии по отношению к субъектам Российской Федерации, отдаленным от происходящих событий.
Помимо этого, проект закона предусматривает возможность признания обстоятельствами непреодолимой силы недружественные действия иностранных государств и (или) международных организаций в части введения ими ограничительных мер в отношении граждан РФ и (или) российских юридических лиц. Нарушение логистических цепочек, отказ зарубежных поставщиков от поставки необходимого товара, запчастей, узлов и прочего, отсутствие денежных средств на решение возникших проблем в связи с санкциями (приобретение более дорогостоящего товара, поставка по другой, более протяженной дороге, и др.) в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, а рассматриваются как предпринимательский риск.
Однако положения пункта 3 статьи 401 ГК РФ не соответствуют сегодняшней действительности, вследствие чего создается невозможность освобождения добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение взятых на себя договорных обязательств в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими помимо воли сторон и носящими внешний, объективный характер, которые нельзя было разумно предвидеть и предусмотреть при заключении договора (контракта).
С принятием указанного законопроекта будут стабилизированы правоотношения с участием потребителей, будет оказана поддержка российскому бизнесу в период проведения специальной военной операции и действия санкций, введенных против Российской Федерации, должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует принятия федерального закона, предусмотренного статьей 82 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющего режим приграничной территории, а также подзаконного акта в целях реализации указанного федерального закона, определяющего перечень субъектов Российской Федерации, признанных приграничными территориями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.