Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 541764-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Законопроект) призван закрепить в отраслевом законе понятие "сельский туризм", как одно из направлений развития внутреннего туризма Российской Федерации.
В настоящее время согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) деятельность по оказанию услуг в сфере "сельского туризма" может осуществляться исключительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, при этом, по различным экспертным оценкам, доля услуг в сфере туризма на сельских территориях, оказываемых непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями, составляет не более 10% от общего объёма туристских услуг на сельских территориях.
На практике же "сельский туризм" у туристов и путешественников уже давно ассоциируется с посещением достопримечательностей и объектов культуры, расположенных в сельской местности, знакомством с сельским бытом и местными традициями, посещением мест производства сельскохозяйственной продукции и её дегустацией. Последнее в обществе получило устойчивое понятие "агротуризм" и пользуется большой популярностью, особенно среди горожан. Вместе с тем, лишь 4% туристских объектов (около 1,2 тысячи из общего количества 30 тысяч), расположенных на сельских территориях, являются объектами "агротуризма", из которых только половина имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. К тому же в контексте основной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, согласно действующему законодательству, доля иных услуг, включая туристские, в общем объёме выручки не должна превышать 30%, что делает данное направление не столь привлекательным и приоритетным для них.
Таким образом, соотнесение "сельского туризма" только с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей является некорректной, и, более того, различное толкование данного понятия приводит к невозможности правильной идентификации объектов, относящихся к этому понятию и самоидентификации со стороны самих инициаторов проектов.
Учитывая, что большинство предпринимателей, оказывающих туристские услуги на сельских территориях, в качестве средств размещения используют нестационарные объекты (глэмпинги, кэмпинги, палатки, юрты и т.д.) и в большинстве случаев привлекают экскурсантов, а не туристов, ведение учёта количества таких объектов крайне затруднено, как и учёт самих туристов, в том числе по количеству "ночёвок" и территориальной принадлежности таких объектов.
Наряду с этим, как уже упоминалось ранее, в понятие "сельский туризм" входят только сельскохозяйственные товаропроизводители, при осуществлении своей основной деятельности использующие группы кодов ОКВЭД "Сельское хозяйство", что по факту делает их идентификацию, как объектов "сельского туризма", также невозможной. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует официальная статистика деятельности, связанной с туризмом на сельских территориях. Общие статистические показатели не отражают данные по территориальной принадлежности туристических объектов, что значительно затрудняет принятие управленческих решений в части как их развития, так и разработки эффективных мер государственной поддержки.
Расширение понятия "сельский туризм" на предпринимательскую деятельность в сфере туризма на сельских территориях позволит не только разделить статистические показатели в сфере туристской деятельности на "город" и "село", по аналогии с иными статистическими показателями, но и позволит получить объективную картину происходящих процессов, а значит повысить уровень принятия управленческих решений на всех уровнях власти.
Но самое главное, развитие "сельского туризма" за счёт вовлечения всех слоёв предпринимательства даст новый импульс не только к развитию внутреннего туризма на сельских территориях, повышению доходности бизнеса и занятости населения, но и к более всестороннему и комплексному развитию таких территорий за счёт создания различных точек притяжения, о чём неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин.
При этом, все обязательные требования к субъектам, оказывающим услуги в сфере "сельского туризма", в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в сфере "сельского туризма", в полной мере урегулированы в действующем законодательстве, поэтому разработка новых дополнительных требований не потребуется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Законопроекта не повлечёт за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые Законопроектом изменения не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем, реализация данного Законопроекта позволит разработать и реализовать комплекс мер по развитию "сельского туризма", а также выработать механизмы его государственной поддержки, сформировать объективную базу статистических показателей и организаций, занимающихся развитием туризма на сельских территориях, отделив их от "города", и, соответственно, даст возможность оказывать более внятную и адресную поддержку предприятиям, занимающимся развитием именно "сельского туризма", а также оценивать эффективность оказанных им мер государственной поддержки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"" и его реализация не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"" не повлечет необходимости признания утратившими силу приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.