Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается ряд изменений, направленных на обеспечение законных интересов граждан при государственной регистрации прав на принадлежащее им недвижимое имущество.
1. В целях упрощения порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости в законодательство поэтапно вносились изменения, которые получили наименование "дачная амнистия".
Первым таким актом является вступивший в силу с 1 сентября 2006 г. Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
В рамках Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") также предусмотрен упрощенный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства, и расположенные на такие участках дома.
С 2006 года "дачной амнистией" воспользовались более 15 млн. заявителей.
В то же время значительная часть недвижимости, расположенная на таких земельных участках и используемая гражданами для удовлетворения бытовых нужд (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы, летние кухни и другие хозяйственные постройки), сегодня не может пройти процедуру государственной регистрации, в том числе в связи с временными и финансовыми затратами граждан на их оформление. В частности, для оформления такого вспомогательного объекта требуется выполнение кадастровых работ, подготовка декларации об объекте и осуществление государственной регистрации прав.
Вместе с тем следует учесть, что технический учет, государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37, единицей технической инвентаризации являлось домовладение, в состав которого включался жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
Учитывая изложенное, в целях создания условий для оформления прав на вспомогательные объекты недвижимости (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы, летние кухни и другие хозяйственные постройки), учтенные в составе домовладений и расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства, предлагается распространить правила, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" о ранее возникших правах, на права в отношении таких объектов недвижимости, а также установить возможность внесения в ЕГРН сведений о таких объектах как о ранее учтенных объектах недвижимости - на основании технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации. В этом случае должны быть соблюдены следующие условия:
в отношении таких зданий и сооружений до 1 января 2013 года был осуществлен технический учет и (или) государственный учет в составе домовладения;
наличие у гражданина права на соответствующий земельный участок.
2. С 1 июля 2022 года действует Федеральный закон от 30 декабря 2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом до 1 марта 2031 года предусмотрена возможность упрощенного бесплатного оформления прав граждан на жилые дома и одновременно на земельные участки, на которых они расположены. Нормы касаются жилых домов, построенных до 14 мая 1998 года (до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах населенного пункта. Законом определяется перечень документов, необходимых для оформления прав на земельные участки, расположенных под такими жилыми домами.
При этом данный механизм не распространяется на многоквартирные дома и дома блокированной застройки.
В рамках реализации указанных положений уполномоченными органами исполнительной власти за период с 1 июля 2022 года по декабрь 2023 года из, государственной и муниципальной собственности было предоставлено в собственность бесплатно 8803 земельных участка, а на праве аренды - 228.
Вместе с тем на территории 62 субъектов Российской Федерации расположено более 66 тысяч жилых двухквартирных жилых домов (блокированной застройки), построенных в период с 1850 по 1999 годы, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы. В связи с этим граждане, использующие такие дома, могут оформить свои права на эти дома и земельные участки под ними только в судебном порядке.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения оформления прав граждан на такие объекты предлагается распространить указанный упрощенный механизм на дома блокированной застройки, в случае, если количество домов блокированной застройки, возведенных до 14 мая 1998 года, в одном ряду не превышает двух.
3. Законопроектом также уточняются отдельные положения Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" об общем имуществе собственников недвижимых вещей. В частности, с целью исключения излишних процедур по оформлению общего имущества собственников недвижимых вещей предлагается предусмотреть правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на общее недвижимое имущество, которое находится в общей долевой собственности в силу прямого указания закона, и сведения о котором находятся в ЕГРН.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить положения "гаражной амнистии" о порядке оформления гаражей различной этажности.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить законные интересы обладателей недвижимости и государственную регистрацию прав на соответствующие объекты недвижимого имущества.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.