Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 545228-8 "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей)"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается вдвое увеличить размеры стандартных налоговых вычетов предоставляемых за каждый месяц налогового периода родителям, супругам (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Размер вычетов увеличивается с 1 400 рублей до 2 400 рублей на первого и второго ребенка, с 3 000 рублей до 6 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка.
Аналогичное увеличение предусмотрено для опекунов, попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя, на обеспечении которых находятся дети.
Вычет для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супруги) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид, увеличивается с 6 до 12 тысяч рублей.
Также законопроектом предлагается повысить с 350 до 600 тысяч рублей необходимую для применения налогового вычета на детей величину предельной суммы годового дохода гражданина.
Следует отметить, что размеры вычетов и предельной суммы доходов не увеличивались с 2016 года. За минувшие 6 лет среднемесячная номинальная заработная плата россиян, по данным Росстата, увеличилась с 36, 5 тысяч рублей до 56,6 тысяч рублей в 2021 году. То есть средний годовой доход составлял 679, 4 рублей в год.
Необходимо восстановить социальную справедливость и привести размеры налоговых вычетов в соответствие с уровнем средней заработной платы наших сограждан.
Очевидно, что номинальное повышение зарплат "съедает" растущая из года в год инфляция. Поэтому крайне важно обеспечить возможность предоставления государственной поддержки в виде налоговых вычетов не только малоимущим, но всем тем гражданам, заработная плата которых не превышает среднюю по стране.
Увеличение размеров налоговых вычетов не только позволит сэкономить бюджеты семей с детьми, но и будет способствовать выводу из "тени" рынка труда. У граждан появится дополнительный стимул для отказа от "зарплат в конверте", поскольку налоговый вычет можно получить только с "белой" зарплаты. Таким образом будет обеспечен рост поступлений НДФЛ в бюджетную систему нашей страны, который во многом компенсирует выпадающие из-за налоговых вычетов доходы.
Главное, увеличивая размеры налоговых вычетов на детей, мы защитим интересы миллионов работающих россиян - в 2020 году такие вычеты получали около 39 миллионов человек.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей)"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей)" может привести к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму около 174 млрд. рублей ежегодно. Для расчета величины выпадающих доходов использовались данные по форме 5-НДФЛ за 2020 год.
Наименование показателей |
Код строки |
количество справок по форме N 2-НДФЛ (шт.) |
количество физических лиц, получивших вычеты (чел.) |
сумма полученных вычетов по физическим лицам, получивших доходы (руб.) |
Сведения о физических лицах, которым предоставлены стандартные налоговые вычеты, всего |
|
|
|
|
по коду вычета 126 |
13 928 069 |
13 143 190 |
147 803 359 528 |
|
по коду вычета 127 |
8 447 587 |
8 001 144 |
91 313 557 084 |
|
по коду вычета 128 |
2 068 539 |
1 963 976 |
59 809 031 636 |
|
по коду вычета 130 |
50 286 |
49 342 |
607 770 132 |
|
по коду вычета 131 |
30 770 |
30 166 |
380 418 897 |
|
по коду вычета 132 |
28 098 |
27 438 |
1 155 983 217 |
|
по коду вычета 134 |
485 944 |
463 353 |
10 902 445 263 |
|
по коду вычета 135 |
38 648 |
37 544 |
903 908 935 |
|
по коду вычета 136 |
155 820 |
149 435 |
3 596 250 518 |
|
по коду вычета 137 |
13 521 |
13 197 |
328 688 608 |
|
по коду вычета 138 |
46 937 |
45 178 |
2 762 090 719 |
|
по коду вычета 139 |
9 924 |
9 702 |
767 403 842 |
|
по коду вычета 140 |
7 838 |
7 582 |
1 266 095 204 |
|
по коду вычета 141 |
3 116 |
3 046 |
301 405 437 |
|
по коду вычета 142 |
10 691 |
10 454 |
215 774 763 |
|
по коду вычета 143 |
1 347 |
1 325 |
29 717 703 |
|
по коду вычета 144 |
6 978 |
6 836 |
144 395 860 |
|
по коду вычета 145 |
436 |
433 |
10 346 095 |
|
по коду вычета 146 |
2 844 |
2 799 |
145 348 058 |
|
по коду вычета 147 |
503 |
495 |
33 077 572 |
|
по коду вычета 148 |
1 572 |
1 534 |
219 347 614 |
|
по коду вычета 149 |
509 |
499 |
46 248 877 |
|
Итого |
|
42 184 103 |
39 853 174 |
670 332 942 635 |
Таким образом, в 2020 году указанный вычет получали около 39 млн. человек на общую сумму вычетов около 670 млрд. рублей.
Если предположить что количество лиц получающих вычет останется прежним, а величина вычета удвоиться, то общая величина снижения бюджетов субъектов Российской Федерации составит примерно 670 млрд Х 2 Х 13% = 174 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.