Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. N 5.1-01/187
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 31 января 2024 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, И.А. Яровой, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым и другими 22 января 2024 года (N 533912-8).
Федеральным законом, в частности, вносится изменение в статью 104.1 (Конфискация имущества) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в соответствии с которым в перечень преступлений, за совершение которых предусмотрена конфискация имущества, включаются тридцать восемь статей УК РФ (в частности, статьи 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, 280.4 (Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства) УК РФ).
Статья 104.1 УК РФ дополняется примечанием, в соответствии с которым под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных, например, статьями, 281.1 (Содействие диверсионной деятельности), 281.2 (Прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности), 281.3 (Организация диверсионного сообщества и участие в нем) УК РФ). Корреспондирующее изменение вносится в примечание к статье 280.4 УК РФ.
Также статья 280.4 УК РФ дополняется квалифицирующими признаками, предусматривающими уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, совершенные из корыстных побуждений или по найму, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Одновременно с этим вносится изменение в статью 48 (Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) УК РФ, позволяющее назначить дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при осуждении за преступления, предусмотренные, например, такими статьями как 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 280.1 (Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), 284.2 (Призывы к введению мер ограничительного характера в отношений Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских Юридических лиц), 354.1 (Реабилитация нацизма) УК РФ.
Кроме того, корреспондирующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пункту "о" (уголовное законодательство; процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 14 февраля 2024 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачёву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.И. Булавину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.