Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 6 февраля 2024 г. N 3.1-02/368@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 31 января 2024 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 533912-8) внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, И.А. Яровой, В.А. Васильевым и другими 22 января 2024 года и принят Государственной Думой в первом чтении 24 января 2024 года, во втором и третьем чтениях - 31 января 2024 года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом и В.В. Полетаевым внесены 3 поправки, которые были приняты.
Федеральный закон направлен на совершенствование мер уголовно-правовой охраны национальных интересов Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан от преступной деятельности и угроз национальной безопасности.
Федеральным законом в статью 48 "Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) вносятся изменения, согласно которым дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено не только в случае осуждения за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, как это предусмотрено действующей редакцией, но также и за совершение ряда преступлений небольшой и средней тяжести.
Кроме того, предусмотренный пунктом "а" части первой статьи 104.1 "Конфискация" УК РФ перечень преступлений, при осуждении за которые может быть применена конфискация имущества, дополняется деяниями, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 207.3 "Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации" и 280.4 "Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства", если данные преступления совершены из корыстных побуждений.
Также Федеральным законом пункт "в" статьи 104.1 "Конфискация" УК РФ дополняется положением, предусматривающим конфискацию денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. При этом Федеральным законом статья 104.1 "Конфискация" УК РФ дополняется примечанием, согласно которому под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 189, 200.1, 209, 210, 222 - 223.1, 226, 226.1, 229.1, 274.1, 275 - 276, 281 - 281.3, 283, 283.1, 284.1, 284.3, 290, 291, 322, 322.1, 323, 332, 338, 355 - 357, 359 УК РФ.
Одновременно Федеральным законом часть вторая статьи 280.4 "Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства" УК РФ дополняется такими квалифицирующими признаками, как совершение деяния из корыстных побуждений или по найму, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения.
Реализация внесенных Федеральным законом изменений будет способствовать повышению эффективности мер, направленных на защиту основ конституционного строя, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по международным делам предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.