Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 546989-8 "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию" (далее - проект федерального закона) разработан в целях ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию, подписанного в городе Москве 31 июля 2023 г. (далее - Соглашение).
Соглашение отвечает интересам Российской Федерации.
Целью Соглашения является сотрудничество в области выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию - бездокументарных неэмиссионных ценных бумаг, удостоверяющих право их держателей на получение у склада сельскохозяйственной продукции в количестве и качестве, определенных при выпуске (выдаче) этой бумаги, и предоставляющих право требования исполнения обязательств, обеспеченных залогом (далее - складские свидетельства).
Соглашением также предусмотрено взаимное признание государствами - членами ЕАЭС складских свидетельств, выпущенных (выданных) в государствах - членах ЕАЭС и соответствующих требованиям Соглашения.
Соглашением предусмотрены единые подходы к обращению и погашению складских свидетельств, требования к типовой форме публичного договора хранения, определены направления обеспечения государственного контроля в этой сфере, обязательные сведения, содержащиеся в складском свидетельстве, и перечень размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, касающихся функционирования национальной системы обращения складских свидетельств.
Складские свидетельства являются неэмиссионными ценными бумагами и поэтому не подпадают под действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В связи с этим Соглашение позволит обеспечить положительный эффект от устойчивого обращения бездокументарных складских свидетельств, в частности:
1) развитие электронной торговли. Реестр складских свидетельств по своему функциональному назначению может являться электронной торговой площадкой, что открывает возможность приобретения сельскохозяйственной продукции без личного контакта между продавцом и покупателем, тем самым упрощается поиск потенциальных контрагентов.
Это особенно актуально в условиях территориальной удаленности хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС;
2) развитие экспорта. Обеспечение устойчивого обращения складских свидетельств создаст условия для доверия к этому инструменту со стороны хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС и третьих стран;
3) доступность кредитов. Сельскохозяйственные товаропроизводители получат возможность привлечения кредитных средств под залог складского свидетельства (то есть фактически под залог товара). Например, в Казахстане осуществляется кредитование под залог складского свидетельства (зерновой расписки), в Италии - складского свидетельства на сыр пармезан, находящийся на созревании;
4) реализацию товара с учетом конъюнктуры рынка.
Сельскохозяйственные товаропроизводители получат возможность реализовать товар, хранящийся на складе, в период наступления благоприятной конъюнктуры рынка, а также снизить давление на рынок в условиях повышенного предложения товаров;
5) развитие оптово-распределительных центров. Склады смогут выступать в качестве оптово-распределительных центров, позволяя предоставлять наряду с хранением услуги по доработке, упаковке, маркировке товаров, а также формировать для держателей складских свидетельств партию товаров определенного объема и качества;
6) прозрачность рынка. Уполномоченные государственные органы страны получат возможность в режиме реального времени отслеживать загруженность складов, направления поставок товара, среднюю цену реализации товаров при условии реализации соответствующих сервисов при формировании реестра складских свидетельств.
Также в соответствии с отдельными положениями Соглашения законодательством государства - члена ЕАЭС устанавливаются:
порядок формирования и ведения реестра складских свидетельств;
порядок внесения сведений о выпущенном (выданном) складском свидетельстве в реестр складских свидетельств;
виды сельскохозяйственной продукции, на которые выпускаются (выдаются) складские свидетельства;
типовая форма публичного договора хранения, в соответствии с которой оформляются отношения между складом и владельцем сельскохозяйственной продукции.
Положения Соглашения содержат правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Например, частью 2 статьи 3 Соглашения определяется состав обязательных сведений (реквизитов) складского свидетельства, отличный от состава информации складского свидетельства, предусмотренного частью 1 статьи 913 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) (подпунктами 1, 2, 4 - 7 пункта 1 и последним абзацем статьи 913 Гражданского кодекса в случае простого складского свидетельства).
Статьей 4 Соглашения устанавливается обязанность внесения держателями складских свидетельств сведений о выпущенном (выданном) складском свидетельстве в реестр складских свидетельств. Указанное требование отсутствует в законодательстве Российской Федерации, как и сам реестр складских свидетельств.
Согласно статье 908 Гражданского кодекса товарный склад признается складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что он обязан принимать товары на хранение от любого товаровладельца. Договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования, признается публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса). При этом статьей 7 Соглашения устанавливаются иные положения, предусматривающие, что законодательством государства-члена определяется типовая форма публичного договора хранения, в которую в обязательном порядке включаются отдельные сведения.
В связи с необходимостью проведения подготовительных мероприятий в целях реализации положений, предусмотренных Соглашением, в том числе разработки и утверждения реестра складских свидетельств, создания и утверждения в Российской Федерации в электронной форме системы, обеспечивающей автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения информации, а также информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для обмена соответствующими сведениями между государствами - членами ЕАЭС в отношении выданных в обращение государствами - членами ЕАЭС и погашенных государствами - членами ЕАЭС складских свидетельств, в соответствии со статьей 14 Соглашения предусмотрен отлагательный срок вступления в силу его положений - не ранее 1 июня 2026 г.
Таким образом, Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Ратификация Соглашения не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических финансовых и иных последствий для субъектов, в том числе предпринимательской деятельности.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию"
Реализация Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию не повлечет выделения дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета.
Финансирование расходов будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете Минсельхозу России на очередной финансовый год.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.