Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 548028-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях снижения отчетной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, оптимизации форм и видов предоставляемой ими отчетности, а также исключения практики дублирования такой отчетности различными ведомствами.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части, касающейся введения нового порядка сбора первичных статистических данных при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства - на основании утвержденного Правительством Российской Федерации перечня первичных статистических показателей (в настоящее время субъекты малого предпринимательства отчитываются по формам федерального статистического наблюдения). При этом законопроектом предусматривается отмена сбора у субъектов малого предпринимательства иной отчетности, за исключением сведений, входящих в состав административных данных, и сведений, сбор которых прямо предусмотрен федеральными законами.
Указанное правовое регулирование концептуально поддержано комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Малое и среднее предпринимательство", общероссийскими организациями, выражающими интересы бизнеса (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия"), и одобрено на заседании Общественного совета при Росстате.
В целях обеспечения единства требований и стандартов при разработке официальной статистической методологии, а также ее научной обоснованности, соответствия международным стандартам и принципам официальной статистики утверждение официальной статистической методологии, формируемой субъектами официального статистического учета, законопроектом предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности в сфере официального статистического учета (в настоящее время официальная статистическая методология формируется и утверждается субъектами официального статистического учета по согласованию с Росстатом совместно с Минэкономразвития России, уполномоченными Правительством Российской Федерации). При этом сохраняется возможность установления отдельными федеральными законами иного порядка утверждения официальной статистической методологии.
Законопроектом предлагается также дополнение Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" статьей о государственной информационной системе "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", внесение в него изменений, корреспондирующихся с изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Технологической основой реализации предлагаемого законопроектом правового регулирования выступает государственная информационная система "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - ГИС), созданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 956 "О государственной информационной системе "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
Функционал ГИС предполагает предоставление респонденту удобных и понятных механизмов сбора отчетности по принципу "одного окна" - личного кабинета респондента, позволяющего создать единый механизм управления отчетностью, автоматизировать ее сбор и обработку.
Доступ к личному кабинету респондента планируется осуществить посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и Цифровой платформы МСП.РФ.
Подписание отчетности в личном кабинете предлагается осуществлять с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в том числе уже используемой респондентом при предоставлении обязательной бухгалтерской и налоговой отчетности, в связи с тем, что в настоящее время порядка 70% от числа действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже применяют квалифицированную электронную подпись, сертификат ключа проверки которой получен ими в Удостоверяющем центре ФНС России.
Дополнительно респонденту будет предоставлена возможность подписания статистической отчетности усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием различных средств, позволяющих выполнить требования Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-Ф3 "Об электронной подписи", в том числе мобильного приложения "Госключ". Реализация соответствующего механизма станет возможной в рамках интеграции Удостоверяющего центра ФНС России с мобильным приложением "Госключ".
При этом доступ к консолидированным данным о деятельности субъектов малого предпринимательства, содержащимся в информационной системе, будет предоставлен органам власти всех уровней в целях осуществления установленных законодательством Российской Федерации функций (полномочий) бесплатно, что позволит исключить дублирование и снизить нагрузку на хозяйствующие субъекты без ущерба информационным потребностям государства, обеспечив рациональное и многократное использование единожды собранных сведений.
Иным категориям пользователей отдельные виды статистических данных (полученные в результате обезличивания первичных статистических и (или) административных данных, а также официальная статистическая информация на бумажном носителе) могут предоставляться на платной основе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается особый порядок вступления Федерального закона в силу - с 1 января 2025 г., необходимый для адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию и механизмам информационного взаимодействия с учетом введения в эксплуатацию ГИС.
Кроме того, особый порядок вступления в силу - с 1 апреля 2025 г. предусмотрен для абзаца третьего подпункта "а" пункта 7 статьи 2 законопроекта. Проектируемые в указанной структурной единице правовые нормы закрепляют возможность уведомления респондентов о проведении в отношении них федеральных статистических наблюдений с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что необходимо для реализации соответствующего функционала на указанном портале.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствуют сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений".
Основание - пункт 1 статьи 1 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - утверждение порядка использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений.
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня первичных статистических показателей и периодичности их сбора".
Основание - пункт 2 статьи 1 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - утверждение перечня первичных статистических показателей и периодичности их сбора.
3) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил формирования и ведения перечня первичных статистических показателей".
Основание - пункт 2 статьи 1 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - утверждение порядка формирования и ведения перечня первичных статистических показателей субъектов малого предпринимательства;
4) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проведения выборочных федеральных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79".
Основание - пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - утверждение порядка проведения выборочных федеральных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.
5) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления за плату сведений, полученных в результате обработки первичных статистических данных и (или) административных данных при осуществлении официального статистического учета, а также официальной статистической информации на бумажном носителе".
Основание - подпункт "д" пункта 5 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - утверждение порядка предоставления за плату сведений, полученных в результате обработки первичных статистических данных и (или) административных данных при осуществлении официального статистического учета, а также официальной статистической информации на бумажном носителе.
6) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил интеграции информационных систем с государственной информационной системой "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
Основание - пункт 6 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - утверждение порядка интеграции информационных систем субъектов официального статистического учета с государственной информационной системой "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
7) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил направления субъектам официального статистического учета согласия на предоставление первичных статистических данных респондента федеральным органам исполнительной власти, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также иным органам и организациям и Правил предоставления первичных статистических данных субъектами официального статистического учета".
Основание - подпункты "б" и "е" пункта 10 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка предоставления первичных статистических данных субъектами официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации и в целях осуществления функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций, а также порядка направления субъектам официального статистического учета согласия респондента на передачу его первичных статистических данных третьим лицам.
8) приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка координации деятельности в сфере официального статистического учета при разработке Федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов, утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению, первичных статистических показателей, а также официальной статистической методологии".
Основание - подпункт "в" пункта 5 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка координации деятельности в сфере официального статистического учета.
9) приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка утверждения Федеральной службой государственной статистики форм федерального статистического наблюдения, первичных статистических показателей и указаний по их заполнению".
Основание - подпункт "в" пункта 7 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка утверждения форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению, первичных статистических показателей и указаний по их заполнению.
10) приказа Росстата "Об установлении Порядка формирования и ведения единого реестра респондентов".
Основание - абзац второй подпункта "а" пункта 7 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка формирования и ведения единого реестра респондентов.
11) приказа Росстата "Об установлении Порядка формирования и ведения единого реестра форм и статистических показателей".
Основание - подпункт "б" пункта 7 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка формирования и ведения единого реестра форм и статистических показателей.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики".
Основание - абзац второй подпункта "а", подпункт "б" пункта 7 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минфин России, Минцифры России, Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - наделение Росстата полномочиями по формированию и ведению единого реестра респондентов, а также реестра форм и статистических показателей.
2) постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".
Основание - абзац второй подпункта "а" пункта 7, подпункты "б" и "е" пункта 10 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минфин России, Минцифры России, Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - внесение корреспондирующих изменений в части порядка сбора отчетности по перечню первичных статистических показателей, информирования респондентов о конкретных статистических показателях, подлежащих предоставлению, о периодичности их предоставления посредством личного кабинета, а также установление критериев выбора способа сбора первичных статистических данных.
3) постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 956 "О государственной информационной системе "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
Основание - пункт 6 статьи 2 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минфин России, Минцифры России, Росстат.
Срок принятия - до 1 декабря 2024 г.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Суть предлагаемых изменений - внесения корреспондирующих изменений в части введения личного кабинета респондента, установление доступа к информационным системам субъектов официального статистического учета, полномочий обладателей информации системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.