Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 549206-8 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Решение задач достижения технологической независимости Российской Федерации, импортозамещения в области машин, оборудования, аппаратуры, обеспечения структурного сдвига в пользу высокотехнологичных отраслей требует всестороннего развития инженерной деятельности, определения приоритетов в инженерно-технической политике как важнейшего элемента научно-технической политики, получения значимых результатов в технических науках, расширения и модернизации системы подготовки инженеров.
Однако в настоящий момент в законодательстве отсутствуют понятия "Инженерная деятельность", "инженер", "инженерная организация". Непонятна связь понятий "инженерная деятельность" и "инженерная организация" с появившимися в нормативно-правовых документах понятий "инжиниринговая организация", "инжиниринговый центр". Нет понимания, является ли инженерная деятельность инновационной в полном объеме, если нет, то какая инженерная деятельность является инновационной, а какая - нет.
Нуждается также в конкретизации взаимосвязь понятий "инженерная деятельность" и такие устоявшиеся понятия как "опытно-конструкторские работы", "инженерные изыскания" и т.п.
В то же время в Федеральном закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в Статье 2 определяется, что "Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.". Далее в той же статье закона указывается, что экспериментальные разработки эта деятельность, которая направлена в том числе на "создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем", что является результатом инженерной деятельности. Наконец, в федеральном законе, куда вносятся изменения и дополнения, государственная научно-техническая политика рассматривается как политика в области научно-технической деятельности, направленная на науку и технику, что позволяет сделать вывод, что государственная научно-техническая политика включает инженерно-техническую политику.
Следовательно, инженерная деятельность тесно соприкасается с прикладными научными исследованиями, экспериментальными разработками, инновационной деятельностью. Поэтому есть все основания внести понятия "инженерная деятельность" и связанные с этим понятия "инженер", "инженерная организация" в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" определяются такие понятия как "инженерная деятельность", "инженерная организация", "инженер", "инженерно-технический работник".
Проект закона вносит ясность в то, что конструкторские бюро, инжиниринговые центры и инжиниринговые организации, опытно-конструкторские организации являются различными типами инженерных организаций, а опытно-конструкторские работы, конструкторские работы являются видами инженерной деятельности.
В дальнейшем при разработке системы поддержки инженерной деятельности важным является четкое понимание того, что инженерная деятельность может осуществляться не только в инженерных организациях, но и в научных, производственных и образовательных организациях, а также в любых других организациях, где такая деятельность предусмотрена и имеются соответствующие квалифицированные кадры. Анализ адаптации промышленных предприятий к условиям санкций и импортозамещения показывает, что основной объем инженерной работы при освоении новой продукции, приспособлении оборудования выполняется непосредственно в структурных подразделениях предприятий, а не в обособленных инженерных организациях или в порядке аутсорсинга.
Принятие данного проекта федерального закона позволит в дальнейшем разработать комплексную систему поддержки инженерной деятельности, подготовки инженеров, создаст новые возможности для развития естественных и технических наук, обеспечит связь прикладных научных исследований с проведением опытно-конструкторских работ и их внедрением в народное хозяйство.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не содержит норм, определяющих расходы из бюджетной системы Российской Федерации, а также не вносит изменения в налоговое законодательство.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.