Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 554602-8 "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на развитие международного спортивного сотрудничества, обеспечение свободного доступа спортсменов к международной спортивной деятельности, а также на закрепление основ правового регулирования подготовки и проведения международных соревнований "Всемирные игры дружбы" (далее - Всемирные игры дружбы, спортивное соревнование) на территории Российской Федерации.
В условиях, введенных Международным олимпийским комитетом и международными спортивными федерациями ограничений на участие российских спортсменов в международных спортивных соревнованиях, а также на проведение таких соревнований на территории Российской Федерации, Всемирные игры дружбы представляют собой новый формат международного спортивного соревнования, поддерживающего принцип всеобщей доступности спорта в отсутствие дискриминации какой-либо группы спортсменов.
Проведение Всемирных игр дружбы также является значимым для Российской Федерации в контексте укрепления позиций в международном спортивном сообществе.
Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2023 N 783 "О проведении международных соревнований "Всемирные игры дружбы" в 2024 году" принято решение о проведение первых Всемирных игр дружбы в 2024 году в городе федерального значения Москва и городе Екатеринбург, которые являются летними играми, в то же время планируется дальнейшее проведение зимних игр.
Принятие законопроекта позволит создать нормативное правовое регулирование, необходимое для успешной подготовки и проведения Всемирных игр дружбы на территории Российской Федерации, а также создаст предпосылки для формирования образцовой модели в целях последующего проведения данного спортивного соревнования, в том числе, в иностранных государствах.
Предметом регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением Всемирных игр дружбы на территории Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что год и место проведения спортивного соревнования на территории Российской Федерации определяются актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, при этом принимается во внимание периодичность проведения спортивного соревнования, установленная Международной ассоциацией дружбы (IFА).
Субъектами организации и осуществления мероприятий Всемирных игр дружбы являются Международная ассоциация дружбы (IFA), организатор спортивного соревнования (автономная некоммерческая организация), принимающая сторона, организационный комитет, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации. Законопроект устанавливает основные полномочия указанных субъектов в связи с подготовкой и проведением спортивного соревнования на территории Российской Федерации.
Законопроект предусматривает, что источниками финансирования мероприятий, связанных со спортивным соревнованием, а также деятельности, связанной с его подготовкой и проведением в Российской Федерации, являются средства из федерального, регионального, местного бюджета, иных источников, в том числе целевые отчисления от азартных игр, направляемые публично-правовой компанией "Единый регулятор азартных игр". Законопроект создает механизмы для привлечения внебюджетных источников финансирования спортивного соревнований.
Законопроектом также предусматривается установление особенностей правового режима въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, включенных в списки организатора спортивного соревнования, в связи с подготовкой и проведением Всемирных игр дружбы. Данные положения законопроекта направлены на создание благоприятных условий для въезда в Российскую Федерацию в связи с проведением спортивных соревнований, что соответствует международным стандартам проведения спортивных соревнований аналогичного уровня. Въезд лиц в целях проведения Всемирных игр дружбы будет осуществляться на основании визы, выдаваемой на основании ходатайства организатора спортивного соревнования в течение не более трех рабочих дней с даты подачи документов без взимания консульского сбора или иной связанной с выдачей виз платы. Въезд волонтеров для участия в мероприятиях спортивного соревнования будет осуществляться на основании обыкновенных гуманитарных виз.
Законопроект устанавливает упрощенный порядок привлечения и использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства организатором спортивного соревнования в качестве волонтеров. В частности, предполагается отказ от необходимости получения разрешений на привлечение и использование труда иностранных граждан в качестве волонтеров, от направления уведомлений о привлечении иностранных граждан в качестве волонтеров, а также от направления уведомления об их прибытии к месту осуществления волонтерской деятельности. Данные положения законопроекта направлены на эффективную реализацию волонтерской программы Всемирных игр дружбы и развитие волонтерского движения в Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются особенности размещения, распространения рекламы и осуществления торговой деятельности в период проведения Всемирных игр дружбы. В частности, в дни проведения мероприятий в местах их проведения распространение рекламы допускается только на основании договора с IFА или организатором соревнования либо при условии получения письменного согласия от них. Торговая деятельности в дни проведения мероприятий в местах их проведения допускается только при условии получения письменного согласия IFA или организатора спортивного соревнования. Кроме того, устанавливаются особенности размещения наружной рекламы в связи с подготовкой и проведением спортивного соревнования, особенности размещения в местах проведения спортивного соревнования рекламы средств индивидуализации производителей пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также особенности размещения рекламы организаторов азартных игр в букмекерских конторах. Указанные положения законопроекта направлены на создание эффективных условий для привлечения средств коммерческих партнеров и рекламодателей, необходимых для финансирования деятельности организатора Всемирных игр дружбы по организации данного спортивного соревнования, что позволит минимизировать расходы бюджета на финансирование указанной деятельности.
Законопроектом допускаются розничная продажа и потребление алкогольной продукции, реализуемой коммерческими партнерами организатора спортивного соревнования или IFA, в дни проведения мероприятий Всемирных игр дружбы и в местах их проведения. Данное положение законопроекта также направлено на создание дополнительных источников финансирования мероприятий.
Законопроект устанавливает особенности транспортного обеспечения Всемирных игр дружбы, и среди прочего предусматривает предоставление права на бесплатный проезд лицам, включенным в списки организатора спортивного соревнования, волонтерам и зрителям. Данные положения законопроекта направлены на эффективную реализацию концепции транспортного обеспечения Всемирных игр дружбы, разрабатываемой в соответствии с самыми высокими стандартами проведения международных спортивных соревнований подобного уровня.
Законопроект устанавливает возможность установления предельной цены на гостиничное обслуживание в период проведения Всемирных игр дружбы в гостиницах и иных средствах размещения, расположенных на территории принимающей страны. Такой механизм регулирования доказал свою эффективность в борьбе с необоснованным завышением цен при предоставлении услуг гостиничного обслуживания во время проведения XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года.
Законопроект закрепляет полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать особенности регулирования использования радиочастотного спектра, в том числе предусматривая приоритетный порядок присвоения (назначения) и использования радиочастот или радиочастотных каналов, порядок приостановления разрешений на использование радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств гражданского назначения, порядок взимания платы за использование радиочастотного спектра в периоды подготовки и проведения Всемирных игр дружбы. Данное положение законопроекта направлено на создание эффективных условий коммуникации в процессе подготовки и проведения мероприятий Всемирных игр дружбы.
Законопроект закрепляет механизмы защиты и реализации коммерческих прав в отношении спортивного соревнования организатором Всемирных игр дружбы и IFA. В частности, законопроектом устанавливаются особенности использования символики спортивного соревнования, особенности обеспечения добросовестной конкуренции в связи с осуществлением мероприятий, правила реализации входных билетов на мероприятия, а также требования, предъявляемые к лицам, имеющим входные билеты на спортивное соревнование. Данные положения законопроекта направлены на эффективную реализацию коммерческой программы Всемирных игр дружбы, что позволит привлечь дополнительные источники финансирования мероприятий и минимизировать расходы бюджета.
Особенности оказания медицинской помощи в связи с осуществлением мероприятий Всемирных игр дружбы устанавливаются законопроектом в целях создания эффективных механизмов оказания медицинской помощи участникам спортивного соревнования, волонтерам и зрителям.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает разграничение полномочий субъектов организации и осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации спортивного соревнования (далее - мероприятия).
Для целей реализации мероприятия была создана автономная некоммерческая организация "Организационный комитет "Всемирные Игры Дружбы" (далее - организатор), осуществляющая мероприятия на территории Российской Федерации на основании соглашения, заключенного с международным правообладателем (Международной ассоциацией дружбы (далее - IFА).
Для целей осуществления мероприятий, реализуемых организатором, начиная с 2023 года, планируется привлечение средств федерального бюджета в сумме 590 000,0 тыс. рублей в 2024 году, целевых отчислений от азартных игр - 10 000 000,0 тыс. рублей в 2024 году (прогноз), а также иных источников - 12 000 000,0 тыс. рублей (2023-2024 года, прогноз). Данные средства будут направлены на реализацию полномочий организатора, а именно:
осуществление административной поддержки, координации и сопровождения мероприятий по подготовке и проведению спортивных соревнований (включая обеспечение пригласительной кампании и расходы по мотивированию и привлечению волонтеров) - 3 097 366,1 тыс. рублей;
продвижение и маркетинговая деятельность, включая реализацию билетной программы - 2 366 990,3 тыс. рублей;
подготовка и обеспечение операционной деятельности, включая:
транспортное обслуживание - 2 079 022,0 тыс. рублей;
размещение и питание - 2 188 604,7 тыс. рублей;
остальные сервисы клиентским группам на объектах (уборка объектов и организация сбора, вывоза и утилизации отходов, оказание услуг перевода, медицина и допинг контроль, логистика и таможенное сопровождение, осуществление сервиса аккредитации, обеспечение должной навигации, управление зрительскими потоками, протокольное обслуживание и пр.) - 2 518 455,4 тыс. рублей;
проведение церемоний (открытия, закрытия, награждения) 1 644 914,7 тыс. рублей;
проведение соревнований, включая расходы на спорт, презентацию и хронометраж - 2 133 168,3 тыс. рублей;
подготовка и обеспечение инфраструктуры (возмездное предоставление объектов и/или застройка временной инфраструктуры, дооснащение спортоборудованием) - 2 708 599,2 тыс. рублей;
информационные технологии и обеспечение вещания - 2 054 389,4 тыс. рублей, включая 578 409,9 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета на обеспечение трансляций;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности и правопорядка, а также непредвиденные расходы - в общем объеме - 1 662 257,7 тыс. рублей, в том числе 532 159,1 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета на обеспечение мероприятий по обеспечению безопасности; и прочие.
Субъекты Российской Федерации, являющиеся принимающими сторонами, исполняют свои обязательства самостоятельно в рамках заключенных соглашений с организатором, в том числе за счет привлечения средств регионального бюджета - до 3 500 000,0 тыс. рублей. Данные средства планируется направить на предоставление на безвозмездной основе объектов проведения мероприятий (с учетом связанных услуг), находящихся в управлении субъектов, организацию культурной программы, продвижения проведения спортивного соревнования, реализацию программ по привлечению волонтеров.
Призовые выплаты участникам соревнований планируется осуществлять в следующем порядке: российским участникам (спортсменам и тренерам) за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральному органу власти в области физической культуры и спорта, иностранным участникам - с учетом положений соглашения, заключенного между правообладателем и организатором, - за счет средств IFA. В качестве дополнительной мотивации участников соревнований прорабатывается вопрос по возможности награждения призеров соревнований медалями из драгоценных металлов за счет дополнительно привлеченных организатором спортивного соревнования внебюджетных средств. С учетом изложенного выше, общий объем средств, необходимых для мотивации и поощрения участников, может составить порядка 6 000 000,0 тыс. рублей.
Для реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в процессе подготовки и проведения спортивного соревнования не потребуется дополнительные средства из федерального, регионального или муниципального бюджета.
Реализация положений законопроекта, устанавливающих особенности въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением спортивного соревнования, не потребует выделения средств федерального бюджета.
Предоставленные льготы в виде освобождения от необходимости оплаты получения визы для участников спортивного соревнования могут повлечь не поступление в федеральный бюджет потенциальных доходов (выпадение доходов федерального бюджета). Вместе с тем, учитывая, что возникновение базы для получения дополнительных бюджетных доходов, связанных с подготовкой и проведением спортивного соревнования, стало возможным только благодаря проведению такого спортивного соревнования, указанные доходы в федеральном бюджете Российской Федерации не запланированы. Соответственно, термин "выпадающие доходы бюджета" применительно к данному законопроекту носит условный характер.
Реализация положений законопроекта, устанавливающих упрощенный порядок привлечения и использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства организатором спортивного соревнования в качестве волонтеров, не потребует выделения средств федерального бюджета.
Предоставленные льготы в виде освобождения организаций от обязанности получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в виде освобождения иностранных граждан и лиц без гражданства от обязанности получать разрешения на работу и патенты могут повлечь не поступление в федеральный бюджет потенциальных доходов (выпадение доходов федерального бюджета). Вместе с тем, учитывая, что возникновение базы для получения дополнительных бюджетных доходов, связанных с подготовкой и проведением спортивного соревнования, стало возможным только благодаря проведению такого спортивного соревнования, указанные доходы в федеральном бюджете Российской Федерации не запланированы. Соответственно, термин "выпадающие доходы бюджета" применительно к данному законопроекту носит условный характер.
Реализация положений законопроекта, предусматривающих предоставление права на бесплатный проезд лицам, включенным в списки организатора спортивного соревнования, волонтерам и зрителям, может повлечь за собой возникновение недополученных доходов у перевозчиков. Компенсация таких недополученных доходов перевозчиков осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Обеспечение предусмотренных законопроектом мер по охране имущественных прав IFА и/или организатора, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных законопроектом, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, так как их реализация осуществляется с помощью механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом особенности регулирования использования радиочастотного спектра в период подготовки и проведения спортивного соревнования, в том числе предоставленные льготы в виде освобождения от внесения платы за использование радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами органами и организациями, участвующими в подготовке и проведении спортивного соревнования, могут повлечь не поступление в федеральный бюджет потенциальных доходов (выпадение доходов федерального бюджета). Вместе с тем, учитывая, что возникновение базы для получения дополнительных бюджетных доходов, связанных с подготовкой и проведением спортивного соревнования, стало возможным только благодаря проведению такого спортивного соревнования, указанные доходы в федеральном бюджете Российской Федерации не запланированы. Соответственно, термин "выпадающие доходы бюджета", применительно к данному положению законопроекта носит условный характер.
Реализация положений законопроекта, направленных на оказание медицинской помощи участникам спортивного соревнования, волонтерам и зрителям в связи с проведением мероприятий, не потребует дополнительных расходов и будет осуществляться в пределах средств, выделенных на функционирование системы здравоохранения.
Реализация положений законопроекта, направленных на государственное регулирование стоимости гостиничного обслуживания в принимающих субъектах в связи с проведением мероприятий в течение периода проведения спортивного соревнования, не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.