Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды от 31 января 2024 г. N 104.2
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 533485-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 533485-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Законопроект), внесённый Правительством Российской Федерации, Комитет сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях расширения территорий входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.
В этой связи, Законопроектом предлагается внести изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" в части отнесения Березовского и Белоярского муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к сухопутным территориям Арктической зоны.
На территории данных муниципальных районов отмечаются высокий потенциал для изучения и освоения полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья, железных, марганцевых, хромовых руд, цинка, свинца, кварца, полиметаллических руд с медью, золотом, серебром, кадмием, сурьмой, висмутом, галлием, германием, селеном и ртутью, россыпного и рудного золота, облицовочных и цветных камней, гранитов и иных полезных ископаемых, в том числе, имеющих стратегическое значение для воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, особенно в текущих экономических условиях.
При этом данные территории недостаточно промышленно освоены, и характеризуется слабой степенью геологической изученности.
Горнопромышленный комплекс также развит недостаточно. На территории данных муниципальных районов, преимущественно в границах Березовского района, функционируют только несколько предприятий, осуществлявших эксплуатационные работы на кварцевое сырье (кристаллосырье, горный хрусталь и жильный кварц), рудное и россыпное золото, а также геологоразведочные работы на широкий спектр рудного и нерудного сырья.
Обозначенная ситуация складывается, в том числе, по причинам сложных географических и климатических условий, затрудняющих дальнейшее развитие горнопромышленного сектора. Данное обстоятельство снижает инвестиционную привлекательность рассматриваемых районов.
В этой связи, распространение статуса сухопутных территорий Арктической зоны на Березовский и Белоярский муниципальные районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" одновременно будет соответствовать фактическим географическим и природно-климатическим характеристикам данных районов, и позволит применить меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской деятельности на их территории, предусмотренные указанным Федеральным законом, что будет способствовать повышению темпов развития и освоения данных территорий.
Следует отметить, что Березовский и Белоярский муниципальные районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры также обладают потенциалом, связанным с охотничьими, водными биологическими, лесными ресурсами, что также может представлять интерес для предпринимательской деятельности при создании облегченных условий, наличии налоговых и неналоговых льгот и особенностей применения разрешительных режимов.
Также необходимо учитывать, что природная специфика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включая указанные муниципальные районы, требует особого подхода к регулированию предпринимательской деятельности.
В частности, на территории Ханты-Мансийского автономного округа развиваются процессы подтопления, овражной эрозии, гравитационные процессы (оползни, осыпи, обвалы), криогенные процессы. Отмечаются сложности использование подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения по геолого-гидрогеологическим условиям, а также распространение мерзлых пород в ландшафте, наличие границ многолетних мерзлотных грунтов.
Данные особенности также требует индивидуального подхода к регулированию предпринимательской деятельности, что может быть реализовано посредством ограничений при отборе резидентов Арктической зоны, запретов на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны, а также установления особых условий в соглашениях об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.
Предлагаемые изменения будут способствовать привлечению инвестиций в регион, интенсификации темпов освоения месторождений стратегических полезных ископаемых и повышению геологической изученности.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 533485-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.