Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению от 31 января 2024 г. N 72/1
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 533485-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(в части расширения территорий входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 533485-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (в части расширения территорий входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается включить в состав сухопутной территории Арктической зоны муниципальные образования Белоярский муниципальный район и Березовский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В качестве обоснования принятия законопроекта указывается, что это позволит создать благоприятные условия для развития и освоения Березовского и Белоярского муниципальных районов автономного округа, которые по своим географическим параметрам, в том числе близость к Северному Полярному кругу, расположения на одной широте с Туруханским районом Красноярского края и южной частью Надымского, Пуровского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, которые входят в Арктическую зону Российской Федерации, и природно-климатическим характеристикам (льдистость и распространение мерзлых пород в ландшафте, граница вечной мерзлоты, преобладание низких температур воздуха) схожи с сухопутными территориями Арктической зоны Российской Федерации. Туруханский район Красноярского края, Надымский, Пуровский и Красноселькупский районы Ямало-Ненецкого автономного округа отнесены к районам Крайнего Севера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР".
В настоящий момент территории Березовского и Белоярского муниципальных районов отличаются низкой плотностью населения, но высоким потенциалом освоения углеводородов и твердых полезных ископаемых, таких как железные, марганцевые, хромовые и медные руды, цинк, свинец, кварц, а также природным потенциалом (охотничьи, рыбные, лесные ресурсы, запасы лекарственных трав, ягод, грибов и других растительных ресурсов).
Рассматриваемые муниципальные районы соответствуют критериям, предусмотренным в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года:
1. Проводится работа по сохранению и популяризации культурного наследия и языков малочисленных народов - в автономном округе из числа коренных народов Севера проживают ханты, манси, ненцы. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, численность коренных малочисленных народов Севера в Белоярском и Березовском муниципальных районах составила 8455 человек, в том числе: Белоярский муниципальный район - 2689 человек; Березовский муниципальный район - 5766 человек.
2. Идет активное развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработка и реализация программы геологического изучения Арктической зоны Российской Федерации, освоение новых месторождений полезных ископаемых.
Основные виды твердых полезных ископаемых Березовского муниципального района автономного округа - бурый уголь, железные руды скарново-магнетитового типа и волковского (медно-железо-ванадиевого) типа, хромовые руды, кварц жильный, медно-цинковые руды колчеданного типа, полиметаллические руды с медью, золотом, серебром, кадмием, сурьмой, висмутом, галлием, германием, селеном и ртутью, золото рудное (коренное) и россыпное, марганцевые руды, демантоиды (ювелирные гранаты), облицовочные и цветные камни (яшмы), граниты поделочные и для щебня, базальтоиды (габброиды) для минерального волокна и для щебня.
По состоянию на 1 июля 2023 г. на территории Березовского района имеются 34 разведанных месторождения твердых полезных ископаемых.
По видам полезных ископаемых месторождения распределяются на бурые угли - 6, кварцевое сырье - 7, золото рудное (коренное) - 3, золото россыпное - 14, цеолиты (природные адсорбенты) - 2, железные руды - 1 и яшма - 1.
По состоянию на 1 июля 2023 г. территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых учтено 138 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территориях Белоярского и Березовского районов, в том числе 37 месторождений в распределенном фонде недр, 101 месторождение в нераспределенном фонде недр.
В настоящий момент, одним из предусмотренных инструментов экономического развития Арктической зоны выступает внедрение специального экономического режима, что способствует осуществлению частных инвестиций в создание новых и модернизацию действующих промышленных производств.
В Белоярском муниципальном районе за счет частных инвестиций планируется реализовать 5 новых инвестиционных проектов с общей инвестиционной емкостью более 900 млн. рублей, созданием около 73 новых рабочих мест, а в Березовском муниципальном районе - 4 с общей инвестиционной емкостью более 2600 млн. рублей и созданием около 174 новых рабочих мест.
По оценкам Правительства Российской Федерации, предлагаемое расширение границ Арктической зоны Российской Федерации позволит создать дополнительно не менее 247 новых рабочих мест и привлечь более 3,5 млрд, рублей частных инвестиций.
При этом реализация инвестиционных проектов для потенциальных резидентов предполагается только с учетом получения статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации, что не окажет влияния на налоговые платежи действующих предприятий.
Комитет отмечает, что в настоящий момент на арктическую территорию России приходится более половины площади всей Арктики и 69% арктического населения. В 2018 году валовой региональный продукт российских арктических регионов и экономических операторов составил 73% экономики мировой Арктики. По оценкам Геологической службы США, в Арктике расположено до четверти всех мировых запасов нефти, газа, кроме того, там есть золото, алмазы, уголь, свинец, цинк, железо, олово. Сегодня разрабатывается лишь малая часть этих богатств.
Комитет считает, что будущее России, ее место в мире во многом зависит, в том числе и от благополучия, устойчивого социально-экономического развития северных территорий. Данную мысль неоднократно претворяли в жизнь выдающиеся государственные деятели России - С.Ю. Витте и П.А. Столыпин: благодаря аграрной реформе начала 20 века, крестьяне начали переселяться из европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток, что вдохнуло жизнь в окраины империи и стала главной движущей силой их социально-экономического развития.
Важность развития Арктики отмечает и Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнувший, что сегодня освоение Арктической зоны имеет не меньшее, а то и большее, стратегическое значение для российской экономики, чем сто лет назад: "Всё, что происходит на "северах", представляет для нас особый интерес и особую ценность".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению поддерживает концепцию проекта федерального закона N 533485-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (в части расширения территорий входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.