Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556650-8 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом устанавливается запрет на продажу алкогольной продукции в прикассовой зоне торгового объекта, под которой понимается пространство, ограниченное витриной с товарами с одной стороны и контрольно кассовой техникой (далее - ККТ) с другой стороны, т.е. место, где располагаются товары, до которых покупатель может дотянуться рукой, не оставляя очередь или располагающиеся за ККТ в визуальной видимости покупателя.
Анализ судебной практики показал, что при рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, понятие "прикассовой зоны" является устоявшимся и трактуется именно в рамках вышеуказанного определения (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2021 N Ф03-5519/2021 по делу N А04-3193/2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2021 N Ф09-217/21 по делу N А60-17574/2020, Решение Московского городского суда от 15.12.2022 по делу N 7-21996/2022, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2022 по делу N 33-45881/2022 и др.).
В 2022 потребление крепкого алкоголя в России выросло на 7,5%,по сравнению с 2021 годами составило 6.8 л. на одного человека. По данным Росстата в 2012 - 2022 гг. по причинам, обусловленным алкоголем, умерло более 500 тыс. наших соотечественников. По оценкам различных научно-исследовательских центров, минимальный размер ущерба для России от алкоголя составляет 5 трлн. руб. в год, что равняется 1.5% недополученного ВВП. Сюда относятся так называемые и внешние эффекты: дополнительные медицинские расходы (в случае общественных систем здравоохранения), снижение производительности (в учебе и на работе), преждевременную смертность, вовлеченность в криминальную деятельность, нанесение вреда третьим лицам и т.п. Доходы бюджета России в 2019 г. от реализации алкогольной продукции составили 372,4 млрд. руб.
Согласно исследованию, удостоенного Государственной Премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2021 год "За разработку и внедрение профилактических и клинических технологий, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения, улучшение качества жизни больных и достижения значимого прогресса в демографической ситуации" в России причиной почти 60% смертности мужчин в трудоспособном возрасте являются причины, ассоциированные с алкоголем. Кроме того, вредное употребление алкоголя является причиной более чем 200 заболеваний и травм. По данным МВД России около 30% преступлений в 2021 - 2022 годах были совершены в состоянии алкогольного опьянения. Не менее устрашающими являются данные, согласно которым примерно 13,5% всех случаев смерти возрасте от 20 до 39 лет: связаны с употреблением алкоголя. Данная возрастная категория является особенно уязвимой в силу недостаточной информированности о вреде алкоголе и жизненной незрелости.
Для того чтобы снизить отрицательные последствия употребления алкоголя для общества, важно понять причины потребительского поведения, то есть определить факторы, которые влияют на решение индивида о потреблении или неупотреблении алкоголя, а также на частоту и объем потребления алкоголя.
В настоящий момент законодательством уже установлены ограничения на продажу табачной продукции в том числе, в части исключения возможности открытой (визуальной) ее продажи, а также маркетинга.
Согласно данным НИУ ВШЭ (и в частности исследований на которые ссылается Пономарева М.С. в своей диссертации), наличие одной вредной привычки часто приводит к возникновению другой. Например, ученые не раз подтверждали, что лица, употребляющие алкоголь, чаще склонны к табакокурению, и наоборот. Более того, чрезмерное употребление алкоголя существенно снижает вероятность бросить курить. Те индивиды, которым удавалось бросить курить, значительно сокращали объемы потребления алкоголя. Важно отметить в этой связи, что меры, направленные против одной вредной привычки, в конечном счете, оказывают влияние на другую.
Алкогольная и табачная продукция относятся к так называемым аддиктивным благам, употребление которых приводит к развитию привыкания, зависимости (алкоголь, наркотики, сигареты). Будущее потребление аддиктивных благ зависит от прошлого потребления; объем потребления аддиктивных благ возрастает с течением времени.
Таким образом, государство, установив в законодательстве жесткие ограничения в отношении табачной продукции (в т.ч. в части ее демонстрации и исключения возможности ее импульсивной покупки), по сути дела нивелирует их, поскольку табачная и алкогольная продукция являются с точки зрения экономической науки, взаимосвязанными товарами: потребление алкоголя, чаще влечет потребление табачной продукции.
В настоящий момент, продуктовые магазины разделены на секции, в которых предлагаются те или иные товары: мясные, молочные, хлебо-булочные, овощи и фрукты и т.п. Покупатель, заходя в магазин, как правило, направляется именно в тот отдел, предлагаемые товары которого ему необходимо приобрести, и может не заходить в другие отделы. Однако прикассовую зону он миновать не может, поскольку оплата товара происходит именно в этой зоне.
Прикассовая зона маркетологами рассматривается как одно из наиболее доходных мест в магазине, поскольку покупатель именно тут склонен к незапланированным (импульсивными) покупкам. Наряду с безобидными товарами: жевательная резинка, шоколадки или конфетки вроде "чупа-чупс", у кассовой зоны нередко устанавливаются стеллажи с крепкими алкогольными напитками. Магазин фактически заставляет человека, вне зависимости от его желания и потребностей, в обязательном порядке "посетить" алкогольный отдел. Магазин старается подтолкнуть посетителей к покупке алкогольной продукции, в том числе людей, которые как раз в это время, борются со своим пристрастием к алкоголю. На подобное подталкивание неоднократно обращали свое внимание в своих исследованиях экономисты в сфере поведенческой экономики. Последние, убедительно доказали, что человек более склонен к спонтанным (неразумным) действиям, особенно в сфере торговли, чем представлялось ранее. Данные исследования были удостоены т.н. Нобелевской премии по экономике (Д. Канеман, Р.Талер). В этой связи необходимо целенаправленное изменение архитектуры выбора (т.н. "наджинг") с помощью законодательных мер ограничивающих возможность маркетинга алкогольной продукции.
Настоящий законопроект предлагает установить запрет на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах в прикассовой зоне. Исключением предлагается считать только случаи размещения контрольно-кассовой техники в местах, специально отведенных для продажи алкогольной продукции, то есть в стационарных специализированных магазинах или в специализированных отделах магазинов.
Законопроект направлен на защиту прав и охрану здоровья граждан. Принятие данного федерального закона позволит прекратить злоупотребление магазинами своей возможностью подталкивать граждан к спонтанной покупке алкоголя, расположенной в прикассовой зоне магазина.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.