Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за продажу алкогольной продукции вне специализированных стационарных торговых объектов или в прикассовой зоне торговых объектов.
По данным Росстата в 2012 - 2022 гг. по причинам, обусловленным алкоголем, умерло более 500 тыс. наших соотечественников. По оценкам экспертов, минимальный размер ущерба для России от алкоголя составляет 5 трлн. руб. в год, что равняется 1.5% недополученного ВВП. Сюда относятся и так называемые внешние эффекты: дополнительные медицинские расходы (в случае общественных систем здравоохранения), снижение производительности (в учебе и на работе), преждевременную смертность, вовлеченность в криминальную деятельность, нанесение вреда третьим лицам и т.п. Доходы бюджета России в 2019 г. от реализации алкогольной продукции составили 372,4 млрд. руб.
Согласно исследованию, удостоенного Государственной Премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2021 год "За разработку и внедрение профилактических и клинических технологий, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения, улучшение качества жизни больных и достижения значимого прогресса в демографической ситуации" в России причиной почти 60% смертности мужчин в трудоспособном возрасте являются причины, ассоциированные с алкоголем.
Для того чтобы снизить отрицательные последствия употребления алкоголя для общества важно понять причины потребительского поведения, то есть определить факторы, которые влияют на решение индивида о потреблении или неупотреблении алкоголя, а также на частоту и объем потребления алкоголя. Ученые не раз подтверждали, что лица, употребляющие алкоголь, чаще склонны к табакокурению, и наоборот. Более того, чрезмерное употребление алкоголя существенно снижает вероятность бросить курить. Те индивиды, которым удавалось бросить курить, значительно сокращали объемы потребления алкоголя. Важно отметить в этой связи, что меры, направленные против одной вредной привычки, в конечном счете, оказывают влияние на другую. Однако государство, установив в законодательстве жесткие ограничения в отношении табачной продукции (в т.ч. в части ее демонстрации и исключения возможности ее импульсивной покупки), по сути дела нивелирует их, поскольку табачная и алкогольная продукция являются с точки зрения экономической науки, взаимосвязанными товарами: потребление алкоголя, чаще влечет потребление именно табачной продукции.
В настоящий момент, продуктовые магазины разделены на секции, в которых предлагаются те или иные товары: мясные, молочные, хлебо-булочные, овощи и фрукты и т.п. Покупатель, заходя в магазин, как правило, направляется именно в тот отдел, предлагаемые товары которого ему необходимо приобрести, и может не заходить в другие отделы. Однако покупатель всегда проходит мимо стеллажей с алкогольной продукцией.
Магазин фактически заставляет человека, вне зависимости от его желания и потребностей, в обязательном порядке "посетить" алкогольный отдел. Магазин старается подтолкнуть посетителей к покупке алкогольной продукции, в том числе людей, которые как раз в это время, борются со своим пристрастием к алкоголю. На подобное подталкивание неоднократно обращали свое внимание в своих исследованиях экономисты в сфере поведенческой экономики. Последние, убедительно доказали, что человек более склонен к спонтанным (неразумным) действиям, особенно в сфере торговли, чем представлялось ранее. Данные исследования были удостоены т.н. Нобелевской премии по экономике (Д. Канеман, Р.Талер). Анализ данных работ позволяет утверждать, что необходимо целенаправленное изменение архитектуры выбора (т.н. "наджинг"), в т.ч. с помощью законодательных мер ограничивающих продажу алкоголя и маркетинга алкогольной продукции.
В этой связи законопроектом предлагается установить административную ответственность за продажу алкогольной продукции вне специализированных стационарных торговых объектов или в прикассовой зоне торговых объектов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.