Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556069-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления порядка внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - решение о приостановлении).
При этом обжалование решения о приостановлении во внесудебном порядке не является обязательным досудебным порядком обжалования такого приостановления.
Решение о приостановлении может быть обжаловано заявителем или его представителем, а также в части приостановления государственного кадастрового учета кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, карту-план территории или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования.
Для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении создаются центральная апелляционная комиссия, а также региональные и (или) межрегиональные апелляционные комиссии в зависимости от органа регистрации прав, направившего уведомление о приостановлении.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в административном порядке возможно обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (в тех случаях, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно).
Досудебное (административное) обжалование решений о приостановлении осуществления государственной регистрации прав действующим законодательством не предусмотрена.
Установление возможности досудебного обжалования решений о приостановлении позволит урегулировать часть спорных решений во внесудебном порядке, снизив нагрузку на судебную систему в связи с поступлением в апелляционные комиссии по обжалованию решений заявлений об обжаловании приостановлений, а также повысить качество оказания государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Также законопроектом предлагается уточнить квалификационные требования к государственным гражданским служащим, назначаемым на должность государственных регистраторов прав, в части уровня образования, необходимости повышения квалификации и опыта работы, необходимого для соответствующего назначения.
Кроме того, с целью снижения необоснованных приостановлений осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав законопроектом предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, полномочиями по установлению порядка приостановления и прекращения у государственного гражданского служащего органа регистрации прав статуса государственного регистратора прав при принятии им необоснованных решений о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе оснований (критериев) для принятия такой меры дисциплинарного воздействия.
В связи с тем, что законопроектом устанавливается порядок внесудебного обжалования решений о приостановлении, реализация законопроекта потребует проведения организационных мероприятий во всех субъектах Российской Федерации по созданию апелляционных комиссий, обеспечению их работы, включая принятие нормативных правовых актов в данной сфере, предлагается установить отложенный срок вступления его в силу с 1 января 2026 г.
Законопроект не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребуется дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации " (далее - Федеральный закон) потребует признания утратившим силу приказа Росреестра от 8 октября 2020 г. N П/0377 "Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы".
Основание: статья 2 Федерального закона.
Краткое описание: отмена приказа в связи с изданием приказа Росреестра аналогичного содержания.
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - до 1 января 2026 г.
2. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в приказ Росреестра от 25 октября 2021 г. N П/0481 "Об утверждении Порядка наделения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сдавших экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основание: пункт 4 статьи 1 Федерального закона.
Краткое описание: установление порядка приостановления и прекращения полномочий государственного регистратора прав.
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - до 1 января 2026 г.
3. Одновременно принятие Федерального закона потребует принятия приказа Росреестра "Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционных комиссий, перечне и форме документов, подготавливаемых в результате их работы, форме заявления об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Краткое описание: установление порядка формирования и работы апелляционных комиссий, перечне и форме документов, подготавливаемых в результате их работы, форме заявления об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - до 1 января 2026 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.