Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - законопроект) направлен на повышение эффективности механизма закрытых паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов (далее - ЗПИФ для квалифицированных инвесторов).
В настоящее время все больше инвесторов для управления своими активами выбирают ЗПИФ, спрос на которые демонстрирует устойчивую положительную динамику, о чем, в частности, свидетельствует доступная статистика. Так, по данным Банка России, на конец III квартала 2023 года 82 процента всех паевых инвестиционных фондов являлись ЗПИФ, из них 90 процентов - ЗПИФ для квалифицированных инвесторов. Для сравнения, аналогичные показатели на конец III квартала 2020 года: 79 и 88 процентов, на конец III квартала 2016 года: 74 и 85 процентов, соответственно. Именно ЗПИФ для квалифицированных инвесторов является уникальным инструментом для решения разных бизнес-задач, позволяя структурировать активы для ведения бизнеса, обеспечения их защиту, повышения доходности и проч. Широкие инвестиционные возможности, наличие инвестиционного комитета, позволяющего инвесторам участвовать в оперативном управлении активами, возможности привлечения дополнительных ресурсов, конфиденциальность владения делают этот инструмент все более востребованным.
Анализ текущей ситуации и практики применения инструментов управления активами в условиях повышенного интереса со стороны частных инвесторов к механизму ЗПИФ обнаруживает потребность в его более "гибкой настройке". По сути, речь идет об оптимизации ЗПИФ для квалифицированных инвесторов, которые в настоящее время характеризуются сложностью и высокой "зарегулированностью", вызванной их спецификой как одного из видов инструментов коллективного инвестирования. Кроме того, для такого рода инвестиций необходима большая гибкость и оперативность управления, а также возможность комбинирования различных форм и видов реализации прав инвесторов.
Среди направлений совершенствования режима ЗПИФ для квалифицированных инвесторов законопроект выделяет следующие ключевые направления:
- закрепление возможности определения в правилах доверительного управления инвестиционных паев разных классов;
- установление возможности "переквалификации" фонда для квалифицированных инвесторов в фонды для неквалифицированных инвесторов;
- введение норм, устанавливающих специальные требования к перечню объектов инвестирования для фондов, правилами доверительного управления которых предусматривается извлечение дохода от пользования имуществом, составляющим активы такого фонда;
- увеличение предельных сроков существования фонда;
- закрепление возможности совмещения деятельности по доверительному управлению активами паевого инвестиционного фонда с деятельностью по управлению личными фондами, стоимость имущества которых превышает 200 млн. рублей, а также отнесение таких личных фондов к квалифицированным инвесторам в силу закона.
В части регулирования разных классов паев с разными правами представляется, что данный механизм будет очень положительно воспринят российским бизнесом, т.к. это позволит обеспечить дополнительный приток инвестиций в крупные проекты за счет повышения гибкости. Для этого законопроектом на уровне правил доверительного управления предлагается допустить возможность выдачи паев с разными набором и комбинацией прав, в том числе:
- паев с "особыми правами", которые могут предоставлять их держателям увеличенное по сравнению с другими классами паев количество голосов (например, для якорного инвестора), но при этом уменьшенный размер доходности и (или) ограничение в передаче паев другим лицам, либо ограничивать право голоса по сравнению с другими классами паев, но с возможностью, голосования по всем или некоторым вопросам изменения правил доверительного управления;
- "безголосых" паев, обеспечивающих приток дополнительных инвестиций и имеющих определенные преимущества, такие, как повышенная доходность, возможность досрочного погашения, но при этом допускающих возможность "выхода" пайщика из ЗПИФ в случае принятия общим собранием решений, потенциально ущемляющих права владельцев таких паев.
При этом, поскольку указанные положения ориентированы на крупные инвестиционные проекты, законопроектом предусматривается, что минимальный размер денежных средств (стоимости имущества), передаваемых в оплату инвестиционных паев, необходимый для завершения формирования таких паевых инвестиционных фондов, должен быть не менее 500 млн. рублей. Соответствующие положения должны быть закреплены в правилах доверительного управления.
Законопроектом предлагается для ЗПИФ для квалифицированных инвесторов увеличить текущий 15-летний срок "жизнедеятельности" до 49 лет с возможностью его продления. Указанное предложение обусловлено тем, что крупные инвестиционные проекты, как правило, требуют длительного времени для реализации и окупаемости. Так, например, строительство инфраструктурных объектов, разработка нефтегазовых месторождений и создание новых производственных мощностей могут занимать много лет. Паевые инвестиционные фонды могут быть вовлечены в такие проекты, и увеличение срока их функционирования позволяет дать этим проектам больше времени для полноценной реализации и достижения планируемых результатов. Также в долгосрочной перспективе за счет такого длительного срока могут быть сглажены колебания рынка и уменьшено влияние краткосрочных факторов на инвестиционные результаты.
В части установления возможности "переквалификации" фонда для квалифицированных инвесторов в фонды для неквалифицированных инвесторов необходимо отметить, что такие поправки будут актуальны для инвестиционных фондов, которые на начальном этапе были ориентированы на более рискованные активы, однако со временем предприняли шаги, направленные на снижение рисков и приведение фонда в соответствие с требованиями к фондам для неквалифицированных инвесторов. Примером такого фонда может быть "арендный" фонд, в состав активов которого на начальном этапе входила строящаяся недвижимость, однако со временем (после введение объектов в эксплуатацию) данное имущество стало использоваться для предоставления в аренду.
Также законопроектом создаются условия для фондов, ориентированных на извлечение дохода от эксплуатации имущества, входящего в состав активов фонда. В частности, предусматривается, что если правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом предусматривают извлечение дохода от использования имуществом (например, в виде арендной платы), перечень объектов инвестирования может предусматривать только то имущество, которое используется для извлечения дохода. При этом устанавливается, что имущество, не включённое в перечень объектов инвестирования, но необходимое для пользования объекта инвестирования в соответствии с его назначением может быть приобретено в состав паевого инвестиционного фонда. В таком случае требования к структуре активов фонда должны устанавливать минимальную долю имущества, включенного в перечень объектов инвестирования, в активах закрытого паевого инвестиционного фонда.
В части совмещения деятельности по доверительному управлению активами паевого инвестиционного фонда с деятельностью по управлению личными фондами, которые не так давно появились в российском законодательстве. В силу схожести указанных видов деятельности с точки зрения необходимых для этого компетенций и ресурсов (опыт в управлении активами, наличие человеческих ресурсов, позволяющих обеспечить профессиональное управление личным фондом, а также возможность управляющей компании инвестиционного фонда предложить доступ к разнообразным инвестиционным возможностям, которые могут быть важны для эффективного управления личным фондом) представляется логичным допустить возможность их совмещения. Такое изменение положительно скажется на рынке доверительного управления.
Предусмотренные законопроектом изменения будут способствовать повышению эффективности управления активами и оптимизации процесса принятия решений, расширению возможностей и потенциала данного инструмента, в том числе для реализации различного рода проектов.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
При этом принятие Федерального закона потребует принятия Указания Банка России "Об условиях исключение из правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом указания на то, что инвестиционные паи этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов".
Основание - реализация пункта 8.1 статьи 17 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в редакции Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Банк России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.