Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 559479-8 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях закрепления возможности продления в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и недвижимом имуществе, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" ограничивает срок предоставления права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций десятью годами. Существующее положение на рынке наружной рекламы России осложнено неблагоприятными макроэкономическими факторами, вызванными действиями недружественных государств, и ограничениями возможности поставок оборудования. При этом истекающие сроки действующих договоров и необходимость проведения новых торгов, при проведении которых участились случаи оспаривания торгов и уклонения от заключения по результатам торгов договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недобросовестными участниками, приводят к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также негативно отражаются на облике российских городов. Вышеуказанный комплекс неблагоприятных факторов приводит к рискам нестабильности в отрасли наружной рекламы, которые впоследствии могут привести к банкротствам участников рынка, снижению налоговых и иных поступлений в федеральный и региональные бюджеты, а также резкому сокращению рабочих мест (всего в отрасли работают около 10 000 граждан России).
Стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 и 2023 годах предоставлялась возможность пролонгации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 1 год, однако срок действия нормы истек.
В целях обеспечения стабильности отрасли наружной рекламы, являющейся важной частью информационного пространства России, предлагается по аналогии с 2022 и 2023 годом предусмотреть временную меру поддержки в виде возможности пролонгации в 2024 году существующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с возложением дополнительных социальных обязательств на рекламные компании, осуществляющие установку и эксплуатацию рекламных конструкций, при продлении договоров. Срок пролонгации может составлять до десяти лет.
С целью нивелирования упущенных доходов бюджетов в законопроекте предлагается установить ежегодную индексацию платежей на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, обеспечив увеличение поступлений в бюджеты.
Также в целях увеличения объема социальных обязательств для рекламораспространителей законопроектом обеспечивается требование об объеме размещаемой ими социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость (в случае, если ее размещение предусмотрено договором на установку и эксплуатацию), в общем размере 10 процентов годового объема распространяемой рекламы. Реклама, представляющая особую общественную значимость, будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Реализация законопроекта позволит:
1) ускорить развитие внутреннего рынка за счет цифровизации рекламных конструкций и сделать цифровые конструкции более привлекательными и доступными для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе, и по стоимости. Доступ субъектов малого и среднего бизнеса к малым цифровым форматам способствует их значительному росту;
2) обеспечить цифровизацию облика российских городов, что в условиях экономических санкций требует значительных капитальных затрат. Пролонгация сделает инвестиции в существующую инфраструктуру более привлекательными;
3) обеспечить стабильность информационного пространства - поддержку существующего уровня объёма социальной рекламы и общественно значимого информирования;
4) обеспечить бесперебойное пополнение бюджетов всех уровней. Для муниципалитетов эта мера позволит сохранить поступления и, в то же время, не ограничивает их в проведении торгов на вновь создаваемые рекламные места в муниципальных образованиях. Сохранение поступлений от договоров с зарекомендовавшими себя компаниями особенно важно с учетом того, что многие недобросовестные операторы наружной рекламы в ходе торгов поднимают цену, а впоследствии не могут надлежащим образом исполнить свои обязательства и уходят с рынка.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация норм федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.