Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон об осуществлении идентификации).
Частью 15 статьи 26 Закона об осуществлении идентификации установлено, что федеральные законы, иные правовые акты, вступившие в силу до дня вступления в силу указанного Закона и предусматривающие использование государственной информационной системы "Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица", подлежат приведению в соответствие с Законом об осуществлении идентификации до 1 июня 2024 г.
Законом об осуществлении идентификации, в частности, признается утратившей силу статья 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации). В связи с указанным законопроектом предусмотрены изменения в части корректировки ссылок на законодательство Российской Федерации, регулирующее обработку биометрических персональных данных, и наименования единой биометрической системы в следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках);
Закон Российской Федерации N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации доходов);
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О связи";
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон "Об электронной подписи";
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Изменения, вносимые законопроектом в Закон о противодействии легализации доходов, также направлены на обеспечение исполнения банками обязанности по предоставлению клиентам возможности открывать счета (вклады) в рублях и получать кредиты в рублях без личного присутствия после проведения идентификации с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы только с использованием действующих каналов взаимодействия с клиентами (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) мобильных приложений) без необходимости создания новых каналов предоставления услуг для выполнения требований Закона о противодействии легализации доходов, если это не предусмотрено стратегией развития финансовой организации.
Таким образом, указанные изменения будут способствовать популяризации единой биометрической системы и оптимизации финансовой нагрузки на банки.
Изменения, вносимые законопроектом в Закон о банках, также направлены на обеспечение возможности подписания банками с клиентами документов в электронном виде с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - инфраструктура).
В настоящее время в инфраструктуре наряду с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, (далее - ПЭП) все большее распространение получает использование УНЭП ввиду того, что данный способ электронного подписания документов в ходе практического применения доказал свое удобство и безопасность. Указанная тенденция нашла свое продолжение в том числе и в Законе об осуществлении идентификации: помимо ПЭП, использование которой для подписания согласия физического лица на обработку биометрических персональных данных было предусмотрено еще Законом об информации. Законом об осуществлении идентификации также введено использование для указанной цели УНЭП.
Указанные изменения предоставят банкам возможность выбрать подходящий способ реализации подписания документов в электронном виде при предоставлении услуг клиентам в электронном виде с учетом технологической готовности банка, а также будут способствовать повышению безопасности такого взаимодействия.
Законопроект подлежит проведению оценки регулирующего воздействия.
На изменения, вносимые законопроектом в Закон о противодействии легализации доходов, не распространяется действие Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона.
В части изменений, вносимых законопроектом в иные законодательные акты Российской Федерации, в законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых решений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.