Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 564179-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части: первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях создания механизма взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по стране назначения товара при реализации товаров через электронные торговые площадки.
В настоящее время реализация налогоплательщиками Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров через электронные торговые площадки российским физическим лицам не облагается НДС на территории Российской Федерации.
В связи с этим проектом федерального закона предусмотрено, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория Российской Федерации, если товар в момент получения его покупателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, находится на территории Российской Федерации.
Для реализации данного механизма проектом федерального закона предлагается также внести изменения в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации в части установления:
- особенностей постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств-членов ЕАЭС;
- возможности использования личного кабинета указанными иностранными посредниками для представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации). Проектом федерального закона также предусмотрено предоставление налогоплательщикам права на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций по реализации товаров посредством электронных торговых площадок покупателям - физическим лицам, не являющемся индивидуальными предпринимателями, получающим товары в других государствах-членах Евразийского экономического союза.
Принятие проекта федерального закона создаст основы для администрирования указанной отрасли в целом и, в частности, будет сформирована нормативно-правовая основа для дальнейшего совершенствования режима налогообложения в сфере информационных технологий в части торговли товарами в рамках ЕАЭС через электронные торговые площадки.
Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено принятия российскими продавцами к вычету сумм НДС, уплаченных за счет собственных средств в бюджеты других государств-членов ЕАЭС при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств-членов ЕАЭС, что позволит компенсировать расходы российских продавцов на уплату указанных сумм налогов.
Отметим, что принятие проекта федерального закона позволит усовершенствовать систему администрирования НДС, устранить неравенство в налогообложении НДС российских и иностранных налогоплательщиков и, соответственно, создаст более благоприятные условия для реализации российскими налогоплательщиками товаров физическим лицам на территории государств-членов ЕАЭС.
Реализация положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о ЕАЭС, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация проекта федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части создания механизма взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по стране назначения товара при реализации товаров через электронные торговые площадки, исходя из прогноза об объеме реализации товаров в 2023 году через российские электронные торговые площадки, приведет к потерям федерального бюджета в сумме 2 млрд. рублей.
Сумма расходов бюджета на доработку программного обеспечения, в том числе интернет-сервисов "НДС-офис иностранной интернет-компании" и "Личный кабинет иностранной организации", "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя", "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", позволяющего иностранным лицам, включая предпринимателей из государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), осуществлять постановку на учет в российском налоговом органе, исполнять налоговую обязанность по исчислению и уплате НДС в Российской Федерации, взаимодействовать с налоговым органом через Личный кабинет, составит 121 млн рублей, из них: на реализацию функционала автоматизированной информационной системы "Налог-3" в 2025 году - 87 млн рублей, на сопровождение разработанного программного обеспечения - 17 млн рублей ежегодно в 2026 и 2027 годах.
Кроме того, реализация проектируемой нормы о принятии к вычету сумм НДС, уплаченных за счет средств российских продавцов в бюджеты других государств-членов ЕАЭС, при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств-членов ЕАЭС также приведет к потерям федерального бюджета, учитывая, что в бюджеты других государств-членов ЕАЭС в 2022 году было уплачено 2,1 млрд. рублей, а за 9 месяцев 2023 года - 5,5 млрд. рублей.
Потери федерального бюджета будут компенсированы за счет НДС, уплаченного иностранными организациями при реализации товаров покупателям - физическим лицам на территории Российской Федерации через электронные торговые площадки.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует разработки и принятия следующих проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1. Приказа Федеральной налоговой службы об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров физическим лицам посредством электронной торговой площадки во взаимной электронной торговле государств-членов Евразийского экономического союза.
Срок разработки проекта акта ФНС России - в течении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона (отв. - ФНС России, соисполнитель - Минфин России).
2. Внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".
Срок разработки проекта акта ФНС России - в течении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона (отв. - ФНС России, соисполнитель - Минфин России).
3. Внесения изменений в Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 293н.
Срок разработки проекта акта ФНС России - в течении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона (отв. - ФНС России, соисполнитель - Минфин России).
4. Внесения изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2016 г. N ММВ-7-14/677@ "Об утверждении форм и форматов заявлений, используемых в налоговых органах при учете иностранных организаций, указанных в пункте 46 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации,- а также порядков заполнения форм заявлений".
Срок разработки проекта акта ФНС России - в течении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона (отв. - ФНС России, соисполнитель - Минфин России).
5. Внесение изменений в Приказ от 28 сентября 2016 г. N ММВ-7-15/516@ "Об утверждении формы и формата уведомления о необходимости представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме".
Срок разработки проекта акта ФНС России - в течении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона (отв. - ФНС России, соисполнитель - Минфин России).
6. Приказа Федеральной налоговой службы об утверждении формы и порядка заполнения отчета о суммах налога на добавленную стоимость, уплаченных в бюджеты государств-членов Евразийского экономического союза.
Срок разработки проекта акта ФНС России - в течении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона (отв. - ФНС России, соисполнитель - Минфин России).
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует Признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.