Досье на проект федерального закона
При вступлении в силу Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" изначально планировался десятилетний срок его действия. Впоследствии, учитывая востребованность данной программы у населения Российской Федерации, ее эффективность и необходимость создания предсказуемой системы государственной поддержки семей с детьми, срок действия Федерального закона неоднократно продлевался.
В настоящее время Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2026 года.
Таким образом, в случае рождения ребенка после 31 декабря 2026 года, предположительно, право на материнский (семейный) капитал возникать не будет.
Эта мера государственной поддержки положительно зарекомендовала себя, о чем свидетельствует количество выданных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.
С 1 января 2007 года по 1 октября 2023 года выдано 13,5 миллионов сертификатов. Количество обращений с заявлениями о распоряжении маткапиталом - 13,3 млн.
Демографическая ситуация в России общеизвестна: многолетние данные говорят о снижении численности населения вследствие превышения показателей смертности над показателями рождаемости.
В 2020 году естественная убыль составила 700 тыс. чел.
В 2021 году -1 млн. 043 тыс. чел.
В 2022 году - почти 600 тыс. чел.
Снижается как общее число рождений (2015 - 1 млн. 940,5 тыс., 2022 - 1 млн. 304 тыс.), так и число рождений на одну женщину (т.н. суммарный коэффициент рождаемости, который сейчас составляет около 1,5, а должен быть не менее 1,7 для простого воспроизводства населения).
В такой ситуации недопустимо отменять уникальную демографическую программу, которой является материнский (семейный) капитал. Улучшение демографической ситуации, преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения должно оставаться в числе основных приоритетов государственной политики. Одним из условий достижения поставленных целей является повышение рождаемости.
Дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала, установленные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", направлены на решение указанной задачи.
Представляется необходимым продолжать осуществлять демографическую политику, направленную на рост рождаемости, и сделать действие программы материнского (семейного) капитала бессрочным. При этом единственного правильным подходом видится не очередное продление срока ее действия, а пересмотр этих положений и переформатирование программы в качестве постоянного обязательства государства в отношении граждан Российской Федерации.
Законопроект направлен на то, чтобы Федеральный закон распространялся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Таким образом, он предусматривает бессрочность действия Закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" предусматривает межбюджетные трансферты Социальному фонду Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала в 2026 году в объеме 566 млрд. 099,9 млн. руб.
На 2024 год эти объемы составляют 495 млрд. 659,2 млн. руб.
С 2022 года размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации.
Ожидается, что инфляция в 2023 году по итогам года составит около 7,5 процентов.
Государство принимает меры по снижению инфляции и доведения ее до 4-5 процентов в год.
Размер материнского капитала в 2024 году составит около 630 тыс. руб. (за первого ребенка) или 833 тыс. руб. (за двоих детей).
В 2022 году за материнским капиталом обратилось 1 млн. 163 тыс. человек. Было выдано 912 тыс. сертификатов на материнский (семейный) капитал.
При этом зафиксировано 1 млн. 607 тыс. обращений с заявлениями о распоряжении соответствующими средствами по основным направлениям.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального, закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающего бессрочный характер действия программы материнского (семейного) капитала, потребует около 560 млрд. руб. в год (без учета инфляции и, соответственно, увеличения размера материнского капитала). Чем ниже будет инфляция, тем меньше будут ежегодные расходы по данному направлению.
Поскольку дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми являются публичным обязательством, государство обеспечивает реализацию этой меры поддержки, выделяя из федерального бюджета соответствующие средства. В случае принятия законопроекта, источником его финансирования будет являться доходная часть федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.