Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566959-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается установить, что по договорам потребительского кредита (займа) лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и лиц, принимающих участие в специальной военной операции (за исключением членов их семей), обязательства по уплате процентов прекращаются по окончании льготного периода, предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 7 октября 2022 г. N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - льготный период. Федеральный закон).
Также законопроектом предлагается установить, что в случае, если на дату вступления в силу законопроекта льготный период по договору потребительского кредита (займа) окончен, кредитор обязан в течение 10 дней с даты вступления в силу законопроекта направить военнослужащему уведомление об отсутствии обязанности по уплате процентов, а также уточненный график платежей.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что в случае если на дату вступления в силу законопроекта лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и лицами, принимающими участие в специальной военной операции, частично исполнены обязательства по уплате процентов за пользование потребительским кредитом (займом), начисленных в течение льготного периода, денежные средства в объеме указанных обязательств в течение 10 дней с даты вступления в силу законопроекта должны' быть направлены кредитором в счет погашения обязательств военнослужащего по основному долгу по такому договору потребительского кредита (займа). Если обязательства военнослужащего по основному долгу исполнены в полном объеме, указанные в настоящей части денежные средства направляются на исполнение иных обязательств военнослужащего по договору потребительского кредита (займа) в определенной частью 20 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" очередности.
Законопроектом также предлагается, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок возмещения указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" лицам 50 процентов недополученного дохода по процентам, указанным в части 18 статьи 1 Федерального закона, в связи с прекращением обязательств заемщиков.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Вносимые изменения потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, указанных в законопроекте.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) приведет к возникновению дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
В целом по банкам объем начисленных в льготный период процентов (по действующим и закрытым договорам военнослужащих) можно оценить примерно в 4 млрд. рублей. С учетом того, что на банки приходится порядка 70% общего объема предоставленных реструктуризаций кредитов военнослужащих в рамках Федерального закона от 7 октября 2022 г. N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целом объем начисленных процентов за 2022 - 2023 годы может составить порядка 6 млрд. рублей (по действующим и закрытым договорам военнослужащих.
В 2024 году объем начисленных процентов по кредитным каникулам военнослужащих может составить еще порядка 5,4 млрд рублей).
Таким образом, по состоянию на конец 2024 года с учетом процентов, начисленных по кредитным каникулам военнослужащим по уже закрытым договорам, а также по действующим кредитным договорам, у которых закончился льготный период, общий объем процентов оценивается в сумме 11,4 млрд рублей.
Учитывая изложенное, реализация законопроекта повлечет возникновение дополнительных расходов федерального бюджета в размере порядка 5,7 млрд рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в пункт 62.3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации" направлена на распространение нормы, касающейся освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц на доходы в связи с прекращением обязательства по кредитному договору (договору займа) заключенному с лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Примерный срок - со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и до его принятия во втором чтении.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных доходов по кредитам (займам) в связи с прекращением обязательств отдельных категорий заемщиков" в целях реализации полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка возмещения кредиторам части недополученного дохода в связи с прекращением кредитных обязательств заемщиков.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок - II квартал 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.