Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566952-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 14 апреля 2023 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 13.1 Федерального закона "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и в целях реализации федерального государственного надзора в области гражданской обороны, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (TP ЕАЭС 050/2021) (далее - технический регламент).
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ с 1 июня 2023 г. МЧС России наделено полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора в области гражданской обороны, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за соблюдением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническим регламентом.
Выявленные в рамках указанных видов надзора нарушения требований технического регламента являются административными правонарушениями, за которые статьями 14.43, 14.44 - 14.46, 14.46.2, частью 15 статьи 19.5, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена административная ответственность.
При этом в настоящее время Кодекс не содержит норм, позволяющих должностным лицам МЧС России при выявлении нарушений требований технического регламента составлять протоколы и в дальнейшем рассматривать дела об административных правонарушениях.
С учетом изложенного главу 23 Кодекса необходимо дополнить статьей 23.97 "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", предусматривающей наделение ряда должностных лиц МЧС России, осуществляющих указанные виды надзора, полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1-4 статьи 14.46.2 Кодекса.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 28.3 Кодекса пунктом 117, наделяющим должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 5 статьи 14.46.2, частью 15 статьи 19.5 и статьей 19.33 Кодекса.
В настоящее время при выявлении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе его территориальных органов, составляют протоколы об административных нарушениях в установленных сферах деятельности в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 7 части 2 статьи 28.3 Кодекса.
Данной нормой установлено, что протоколы вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем в число указанных органов помимо МЧС России и его территориальных органов также входят исполнительные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы регионального надзора).
В случае внесения соответствующих изменений в пункт 7 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностные лица органов регионального надзора также будут наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 5 статьи 14.46.2, частью 15 статьи 19.5 и статьей 19.33 Кодекса.
При этом органы регионального надзора не уполномочены контролировать соблюдение изготовителями, исполнителями (лицами, выполняющими функции иностранных изготовителей), продавцами требований, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза (данное полномочие находится в ведении исключительно МЧС России), что делает невозможным выявление указанными органами нарушений требований технических регламентов и, как следствие, необоснованным наделение должностных лиц органов регионального надзора правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 5 статьи 14.46.2, частью 15 статьи 19.5 и статьей 19.33 Кодекса.
В связи с изложенным в целях установления для федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и его территориальных органов обособленных от органов регионального надзора полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 5 статьи 14.46.2, частью 15 статьи 19.5 и статьей 19.33 Кодекса, предлагается в часть 2 статьи 28.3 Кодекса включить проектируемый пункт 117.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей государственных программ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектоv, не потребует дополнительных расходов федерального и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией соответствующих полномочий и мероприятий, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в федеральном бюджете, без выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не потребует признания утратившими силу, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.