Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566544-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Законопроект) разработан в целях реализации подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", в части предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию ювелирных и других изделий из серебра, права на применение специальных налоговых режимов.
В целях урегулирования вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами Федеральным законом от 9 марта 2022 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.
Указанным Федеральным законом также внесены изменения в пункт 3 статьи 346.12 и пункт 6 статьи 346.43 НК РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и патентную систему налогообложения (далее - ПСН) налогоплательщики, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Аналогичные изменения были внесены Федеральным законом от 31 июля 2023 года N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в часть 2 статьи 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН).
Вместе с тем переходу производителей ювелирных изделий на общий режим налогообложения сопутствует рост издержек у таких субъектов предпринимательской деятельности, что приводит к сокращению численности работников, а в ряде случаев - к прекращению деятельности. При этом наибольший рост издержек у производителей ювелирных изделий из серебра, так как маржинальность бизнеса при производстве и торговле изделиями из серебра существенно меньше, чем при производстве и торговле изделиями из золота.
С учетом низкой стоимости серебра по сравнению с другими драгоценными металлами налоговые риски в виде уклонения от налогообложения путем "дробления" бизнеса участниками оборота драгоценных металлов, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра, при применении УСН, ПСН и АУСН незначительны.
В связи с этим Законопроектом предлагается восстановить право на применение УСН, ПСН и АУСН налогоплательщиками, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра.
При этом в целях исключения перетока серебра в слитках, при приобретении которых НДС не уплачивался, в производство Законопроектом предлагается отменить освобождение от НДС при реализации серебра в слитках банками, аффинажными организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам.
Принятие Законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
В Законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Реализация предлагаемых мер позволит снизить издержки у субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство и реализацию ювелирных и других изделий из серебра, в связи с переходом их на общую систему налогообложения с 1 января 2023 года, которые привели к сокращению численности работников, а в ряде случаев - к прекращению деятельности.
Совокупный кумулятивный эффект предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" изменений нивелирует возможные налоговые потери, в том числе за счет возобновления деятельности таких предпринимателей, включая их выход из "теневого сектора", восстановления численности их работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.