Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 567438-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с частью 3 подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. N Пр-2299, и направлен на совершенствование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях его применения в промышленности.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), предусматривающих возможность реализации проектов ГЧП в сфере промышленности в отношении реконструкции частных промышленных объектов (в настоящее время такая возможность допускается исключительно в отношении объектов, находящихся в публичной собственности) и создания промышленных объектов на земельном участке, находящимся в частной собственности (в настоящее время создание объектов промышленности в рамках соглашений о ГЧП допускается исключительно в отношении объектов, находящихся на земельном участке, находящимся в публичной собственности), направленных на выпуск продукции, обеспечивающей технологическую независимость Российской Федерации от иностранных компаний (далее соответственно - Проект ГЧП, объекты промышленности).
Законопроектом предлагается дополнить Закон N 224-ФЗ новой статьей 10.1, предусматривающей особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором является Российская Федерация, в отношении реконструкции объекта промышленности, принадлежащего на момент заключения такого соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности либо в отношении строительства объекта промышленности, на земельном участке, находящимся в собственности частного инвестора.
При этом законопроектом предлагается установить закрытый перечень критериев, которым должен соответствовать Проект ГЧП:
1) соответствие требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, установленным Правительством Российской Федерации. Обоснованием установления указанного критерия является направленность предлагаемого законопроектом механизма на поддержку в первую очередь промышленных предприятий, осуществляющих выпуск продукции, обеспечивающей технологическую независимость Российской Федерации от иностранных компаний, что является особенной актуальным в текущей макроэкономической ситуации;
2) объем финансирования реконструкции объекта соглашения о ГЧП составляет не менее 10 миллиардов рублей. Данный критерий установлен по итогам проведения Минэкономразвития России анализа стоимости поступивших проектов, претендующих на получение государственной поддержки в рамках механизма "Кластерная инвестиционная платформа", направленного на поддержку инвестиционных проектов, предусматривающих производство приоритетной продукции;
3) объем финансирования Проекта ГЧП за счет собственных средств частного партнера составляет не менее 15% от общего объема финансирования Проекта ГЧП. Значение указанного критерия установлено с учетом практики реализации проектов ГЧП. В данном случае инвестор для получения меры поддержки в рамках предлагаемого законопроектом механизма ГЧП должен будет привлечь в Проект ГЧП не менее 15% собственных средств (акционерный займ, собственный капитал), что подтвердит серьезность его намерений, позволит более грамотно подходить к структурированию Проекта ГЧП и снизит риски досрочного расторжения соглашения о ГЧП.
4) объем финансирования публичным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения о ГЧП не превышает в совокупности объема финансирования за счет собственных и заемных средств частным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания такого объекта и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения о ГЧП. Указанный критерий установлен в целях отсутствия необходимости передачи промышленных объектов по окончании срока действия соглашения о ГЧП из частной в публичную собственность. В противном случае у Российской Федерации по окончании реализации Проекта ГЧП возникает обязанность по содержанию этого объекта, что приведет к дополнительным бюджетным расходам, целесообразность которых в ряде случаев будет необоснована.
Кроме того, законопроектом также предусматривается, что в случае реализации Проекта ГЧП земельный участок, лесной участок, водный объект, часть водного объекта, участок недр могут принадлежать на момент заключения соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности.
Вместе с тем в целях соблюдения принципов конкуренции и обеспечения прозрачности процедур законопроектом предусматривается заключение соглашения о ГЧП в рамках механизма "частной инициативы", что позволит частному инвестору представить свое предложение и заключить соглашение ГЧП в случае непоступления предложений от иных заинтересованных лиц.
В случае поступления предложений от иных заинтересованных лиц проводится конкурс на заключение соглашения о ГЧП по следующим критериям:
1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением о ГЧП;
2) финансово-экономические критерии Проекта ГЧП;
3) период со дня подписания соглашения о ГЧП до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг будут осуществляться в объеме, установленном соглашением о ГЧП.
Таким образом, предлагаемый законопроектом подход позволит обеспечить соблюдение принципа конкуренции при заключении соглашения о ГЧП.
Предложенные законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий.
Законопроект не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), и сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки - 180 дней со дня официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.