Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления основ государственного регулирования деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов). Торговля через агрегаторы информации на товары, то есть онлайн-платформы, на которых размещается информация о товарах и совершаются сделки по их продаже, получила стремительное развитие в последние годы и доказала свою востребованность как среди потребителей, так и среди предпринимателей, который реализует товары через такие платформы. Такие онлайн-платформы становятся значимым каналом продаж как непродовольственных, так и продовольственных товаров, в том числе и социально-значимых товаров первой необходимости. Ежегодно количество сделок купли-продажи товаров, совершаемых посредством агрегаторов информации на товары значительно увеличивается. В соответствии с данными Минпромторга России, опубликованными в январе 2024 г., только за последние пять лет оборот маркетплейсов вырос в 5 раз. По состоянию на июнь 2023 года доля маркетплейсов в общем объеме Интернет-торговли превысила 50% (по данным Минпромторга).
Вместе с тем, такая востребованность осуществления торговли через агрегаторов информации на товары предопределила их значительное влияние на гражданский оборот, на экономическое и правовое положение представителей малого и среднего предпринимательства, использующих платформы маркетплейсов для реализации товаров, а также на интересы граждан-потребителей. Недобросовестное поведение владельцев онлайн-платформ может создавать негативные последствия для деятельности продавцов и пунктов выдачи заказов, ставить их в невыгодное положение, вынуждать работать на условиях, которые противоречат их коммерческим интересам, а также создавать дополнительные возможности для монополизации рынка путем использования недобросовестных практик.
В настоящее время отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности агрегаторов информации на товары, которое содержало бы комплекс норм, устанавливающих права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов, использующих платформы маркетплейсов, владельцев пунктов выдачи заказов и иных участников соответствующих отношений, особенности организации торговли через агрегаторов информации на товары и требования к агрегаторам информации на товары как к участникам соответствующих отношений.
Пробелы законодательства и отсутствие выверенной конструкции нормативного регулирования осуществления торговли через агрегаторов информации на товары порождает у маркетплейсов, имеющих значительное положение на рынке и обладающих большой экономической властью, неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы на агрегаторах информации на товары, в том числе в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону, наложения строгих санкций за любые нарушения, допущенные продавцом или владельцем пункта выдачи заказов, вплоть до блокирования профиля продавца на платформе агрегатора информации о товарах, приводят к неопределенности правил и процедур разрешения споров между владельцами агрегаторов информации о товарах и продавцами. В условиях экономической зависимости участников гражданского оборота от агрегаторов информации на товары, обладающих большой экономической властью, отсутствие регулирования может привести к ценовым нарушениям, созданию неблагоприятных и дискриминационных условий для участников гражданского оборота и, в конечном счете, породить социальное напряжение, проявления которого нередко описываются в СМИ в последнее время.
При этом, пользуясь преимуществами своего рыночного положения и зависимостью продавцов, владельцы агрегаторов информации на товары не несут соразмерной ответственности ни за достоверность информации о товарах, представленных на их онлайн-платформах, ни за качество, ни за соблюдение продавцами прав третьих лиц. Отсутствие ответственности создает возможности для роста и развития агрегаторов информации о товарах, но также ограничивает конкуренцию, создает неблагоприятные условия осуществления деятельности для иных участников рынка электронной торговли и потребителей.
В то же время положения Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не могут быть применимы к посреднической деятельности агрегаторов информации о товарах ввиду различий в правовой природе отношений торговых сетей с поставщиками и владельцев агрегаторов информации о товарах с продавцами. В частности, на деятельность торговой сети в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" распространен запрет осуществлять торговую деятельность с использованием договора комиссии или иного посреднического договора. В то же время деятельность агрегатора информации на товары, наоборот, предполагает посредническую функцию агрегатора информации на товары при реализации товаров. При этом следует учитывать, что владельцы агрегаторов информации о товарах могут осуществлять продажу собственных товаров. В этом случае их отношения с поставщиками товаров будут аналогичные отношениям по приобретению товаров торговыми сетями.
Настоящий законопроект восполняет пробел в регулировании организационных основ деятельности агрегаторов информации на товары, вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и предусматривает меры, обеспечивающие прозрачность и подконтрольность указанной деятельности, формирование здоровой конкурентной среды на рынке агрегаторов информации на товары.
Наличие специального регулирования в сфере электронной торговли будет способствовать ее развитию, а также позволит обеспечить совершенствование качества работы агрегаторов информации на товары в Российской Федерации и стимулирует возможность выхода российских онлайн-сервисов в сфере электронной торговли на международные рынки.
Применяемые в законопроекте понятия "агрегатор информации на товары" и "владелец агрегатора информации на товары" основываются на содержащемся в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" определении "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)", что обеспечивает преемственность и комплексность правового регулирования отношений, связанных с деятельностью агрегаторов информации о товарах.
Законопроект также устанавливает существенные условия и иные требования к договорам, которые владелец агрегатора о товарах заключает с продавцом (договор об оказании услуг агрегатора информации о товарах) и с владельцем пункта выдачи заказов. Одним из обязательных требований к договорам является явное и понятное изложение условий сотрудничества. Кроме того, законопроектом также предусмотрено обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на сайте владельца агрегатора информации о товарах в сети "Интернет".
Иные предусмотренные законопроектом требования к порядку осуществления деятельности владельца агрегатора информации о товарах разделены на две группы в зависимости от экономического положения агрегатора информации о товарах.
Первая группа включает универсальные требования, единые для всех агрегаторов информации о товарах. В указанную группу входят требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем агрегатором информации с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте в сети "Интернет"; о проверке (идентификации) продавцов и владельцев пункта выдачи заказов и доведении соответствующих сведений до покупателей товаров, обеспечении соразмерности санкций выявленным нарушениям, обеспечения соблюдения установленных законодательством требований к обороту товара и другие.
Во вторую группу включены специальные требования, распространяемые на участников рынка, посредством которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями с использованием агрегаторов информации о товарах за предшествующий год (в стоимостном выражении). Для целей законопроекта владельцы агрегаторов информации о товарах, удовлетворяющие данному условию, признаются имеющими значимое положение на рынке и подвергаются более существенным ограничениям, направленным в том числе на недопущение монополизации рынка. В числе соответствующих ограничений - запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции (запрет заключать договоры с владельцами других агрегаторов информации о товарах), условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязыванию определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов и др. Кроме того, законопроектом установлена обязанность владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за тридцать дней до их вступления в силу. В отношениях с агрегатором информации о товарах, занимающего значимое положение на рынке, установлен запрет на выплаты и компенсации, не являющихся стоимостью услуг или мерами ответственности в связи с нарушением обязательств по договору, или связанные с возвратом продавцу товара; ограничены совокупная стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора информации о товарах (не может превышать десять процентов от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги), а также совокупный размер всех неустоек.
На владельца агрегатора информации о товарах, занимающего значимое положение на рынке, в целях создания условий для прозрачности и недискриминационности его деятельности возложена обязанность обеспечить принятие и размещение в свободном доступе на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" торгово-сбытовой (коммерческой) политики, предусматривающей стоимость оказываемых им услуг по организации электронной торговли и иных, основания предоставления скидок и их размер. Законопроектом также установлен правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определен круг их прав и обязанностей.
Уполномоченным органом по государственному контролю (надзору) за соблюдением соответствующих требований в соответствии с законопроектом является ФАС России, которой предлагается предоставить полномочия по рассмотрению дел о нарушении соответствующих правил в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
С учетом специфики сферы электронной торговли законопроектом также предлагается разграничить посредническую деятельность агрегаторов информации о товарах и торговых сетей. В то же время владельцы агрегаторов информации на товары могут посредством собственного агрегатора осуществлять реализацию собственных товаров в качестве продавцов. Такая деятельность маркетплейсов в условиях более низкого уровня затрат по продаже собственного товара обладает сетевым эффектом, обеспечивающим влияние на условия обращения товара на товарном рынке, аналогичным влиянию крупных торговых сетей.
В связи с этим законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ограничивающих сферу применения указанного нормативного акта в части деятельности, связанной с продажей товаров с использованием агрегаторов информации о товарах. При этом на деятельность владельца агрегатора информации о товарах, осуществляющего продажу (собственных) продовольственных товаров дистанционным способом, соответственно распространены положения (кроме статьи 14) Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", применяющиеся в отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" потребует внесения изменений в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ в связи с необходимостью установления ответственности за нарушение положений разработанного проекта федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.