Досье на проект федерального закона
Проект закона разработан в целях закрепления гарантий работникам, выполняющим функции наставника и направлен на популяризацию наставничества в различных отраслях.
Еще во времена СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, беспрецедентную роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников на предприятии играли наиболее авторитетные, опытные и результативные работники, выступающие в качестве наставников. Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В перечне поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2023 года N Пр-1470, п. 1 "б" обозначена необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе трудовое, в части регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством в различных сферах деятельности. Также в перечне поручений Президента Российской Федерации от 12 февраля 2024 года N Пр-251ГС п. 1 "б" указано на внесение в трудовое законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в части организации наставничества определена пунктом 9 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р. Законопроект подготовлен в целях выполнения и развития всех вышеперечисленных задач и пунктов.
Программы наставничества реализуются во многих регионах страны, практика наставничества широко распространена на государственной гражданской службе, однако единая система наставничества в масштабах Российской Федерации не сформирована.
Наставничество в различных сферах трудовой деятельности следует определять с учетом особенностей каждой сферы, в связи с чем предлагается закрепить в статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации, что доплаты за выполнение функций наставника производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами. Таким образом, предполагается, что на федеральном и региональном уровнях будет сформирован единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли, а также установлены требования к наставникам с учетом отраслевых особенностей, закреплены необходимые гарантии и статус наставника, что в свою очередь будет способствовать повышению ответственности наставников при исполнении ими своих трудовых функций.
Также в статье 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации предлагается определить порядок привлечения наставника к исполнению им своих обязанностей путем включения исполнения работником функций наставника в содержание дополнительной работы по такой же профессии (должности).
Законопроект не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Предполагается, что оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств, а в случае принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, закрепляющих дополнительные гарантии наставникам - также за счет средств региональных бюджетов и местных бюджетов.
Законопроект соответствует актам более высокой юридической силы, не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.