Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.
Так, проект федерального закона закрепляет на уровне Федерального закона единый на всей территории Российской Федерации статус многодетных семей, а также предоставляемые таким семьям социальные гарантии.
На сегодняшний день указанный статус многодетных семей закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 23.01.2024 N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
Данным Указом закреплено, что многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
На сегодняшний день во всех регионах России многодетной считается семья, воспитывающая трех и более детей. Это единственное общее для всех субъектов условие. При этом расхождения начинаются уже в вопросе о верхней планке возраста детей, после достижения которой семья теряет статус и льготы.
В разных субъектах Российской Федерации власти по-разному определяют критерии, по которым семья перестает быть многодетной. К примеру, в Свердловской области действует Закон Свердловской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Свердловской области от 20.11. 2009 г. N 100", а также, Постановление Правительства Свердловской области "О реализации закона Свердловской области" от 20.11. 2009 г. N 100" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты" от 30 ноября 2012 г. N 1365-ПП, которые определяют утрату семьей статуса "многодетной" с момента достижения старшим ребенком возраста 18 лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Вместо слов ""О мерах социальной поддержки многодетных семей в Свердловской области от 20.11. 2009 г. N 100"" следует читать ""О мерах социальной поддержки многодетных семей в Свердловской области" от 20.11.2009 г. N 100-ОЗ", вместо слов ""О реализации закона Свердловской области" от 20.11. 2009 г. N 100" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты"" - ""О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты""
В 82 регионах такая утрата закреплена в момент, когда первенцу исполняется 18 лет. Но и здесь есть нюансы: в 29 субъектах отмена статуса откладывается до момента, когда старшему ребенку исполняется 23, если он получает образование по очной форме. В Камчатском крае семья остается многодетной до достижения первенцем 21 года, если он имеет инвалидность, получает образование на территории региона и живет совместно с родителями. В Липецкой области, если старший ребенок учится в колледже или вузе, он может рассчитывать на льготы и пособия до 24 лет, а если проходит службу по призыву - до 21 года.
Наиболее положительные критерии отнесения семей с детьми определено законодательством города Москвы. В столице статус многодетной не снимается с семьи до тех пор, пока младшему не исполнится 16, а если он учится - 18 лет.
В Чеченской Республике и Ростовской области ситуация обратная: возраст старшего ребенка, который лишает семью права юридически считаться многодетной, -16 лет, но если он студент очной формы, то 18.
Во многих регионах установлены и другие критерии, по которым они относят семьи к многодетным. В 15 субъектах для сохранения статуса они должны постоянно или большую часть времени проживать на территории региона. А в 13 многодетными признают лишь те семьи, где у обоих родителей есть российское гражданство.
Таким образом, понятие многодетности меняется в зависимости от возраста детей и места жительства, а также и гражданства родителей. Люди, получающие пособия и льготы, могут утратить это право, если переселятся в другой регион.
В этой связи настоящим проектом федерального закона предлагается установить единый критерий отнесения семей к многодетным.
Так, устанавливается, что в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона определяют категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
При определении категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации присваивают статус многодетной семьи родителям (усыновителям), единственному родителю (усыновителю) и детям из семьи, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения старшим из них возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
Статьей 2 законопроекта закрепляются меры социальной поддержки многодетных семей. Так, в отношении многодетных семей устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
- скидка в размере не ниже 50 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
- бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей согласно перечню, утверждённому Правительством Российской Федерации, для детей в возрасте до 6 лет;
- бесплатный проезд детей до 18 лет на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;
- бесплатное пользование местами для парковки одного транспортного средства, принадлежащего многодетной семье;
- освобождение от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства, принадлежащего многодетной семье;
- прием детей в государственные дошкольные образовательные организации в первую очередь;
- первоочередной приём в поликлиниках государственных и муниципальных систем здравоохранения и с обеспечением возможности предварительной записи нескольких детей на приём в рамках одного визита;
- бесплатное двухразовое питание детей, обучающихся в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
- безвозмездное пользование детьми платными физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, оказываемыми учреждениями, входящими в государственную систему физической культуры и спорта;
- бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок один день в месяц.
При этом законопроектом разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению социальной поддержки многодетных семей.
В этих целях законопроектом устанавливается, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по реализации мер, предусмотренных настоящей статьей.
Полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Контроль за расходованием выделяемых в целях реализации указанных полномочий средств федерального бюджета осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, и Счетной палатой Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий.
Статьей 4 законопроекта закрепляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять следующие полномочия по принятию дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей:
- оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
- содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
- при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"
Средства на реализацию законопроекта предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.