Пояснительная записка
к федеральному закону N 576859-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции, подписанное в г. Москве и г. Пекине 25 ноября 2022 г. (далее соответственно - Соглашение, Стороны, МНЛС).
Соглашение заключено с целью создания организационной и правовой основ для реализации взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области создания и использования МНЛС.
Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, так как будет способствовать укреплению стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, развитию российской космической деятельности, закреплению ведущей роли Российской Федерации в освоении космического пространства, включая реализацию работ по исследованию и использованию Луны.
Задачей МНЛС является проведение многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий, с возможностью длительной беспилотной эксплуатации МНЛС с перспективой обеспечения присутствия человека на Луне.
Осуществление двустороннего российско-китайского сотрудничества в области создания и использования МНЛС позволит повысить эффективность проводимых на МНЛС исследований в связи со снижением затрат на использование и создание МНЛС и избежать потенциальных технических и финансовых рисков при реализации проектов по исследованию и использованию Луны, а также проводить подготовку научных сотрудников и специалистов, которые будут осуществлять реализацию научных космических проектов в будущем.
Соглашение включает положения об охране интеллектуальной собственности, создаваемой или передаваемой в рамках Соглашения, правовой и физической защите имущества Стороны, находящегося в рамках Соглашения на территории государства другой Стороны, а также определяет порядок таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в части, касающейся обеспечения иммунитета взаимно согласованных категорий товаров от любых изъятий и (или) исполнительных производств (статья 11 Соглашения), применения принципа взаимного отказа Сторон, компетентных органов и назначенных организаций обеих Сторон от предъявления друг другу требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности (статья 12 Соглашения), освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется в рамках Соглашения (статья 13 Соглашения).
Решения, предлагаемые законопроектом, будут способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", в том числе в части стимулирования развития технологического и кадрового потенциалов российской космической отрасли.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие соответствующего законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к федеральному закону "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции, подписанного в г. Москве и г. Пекине 25 ноября 2022 г. (далее - Соглашение), не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлияет на доходы указанных бюджетов. Конкретные финансовые обязательства в связи с теми или иными видами совместной деятельности будут определяться в дополнительных соглашениях между участниками совместной деятельности, составляя сферу их ответственности.
Соглашение носит рамочный характер и устанавливает правовые основы при реализации сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области создания и использования Международной научной лунной станции.
Финансирование работ по созданию космических комплексов "Луна-Глоб", "Луна-Ресурс-1" с орбитальным космическим аппаратом и "Луна-Ресурс-1" с посадочным космическим аппаратом, реализация которых запланирована на первом этапе сотрудничества, осуществляется в рамках Федеральной космической программы России на 2016 - 2025 годы. После 2025 года финансирование работ в соответствии с Соглашением будет осуществляться в рамках программно-планового документа на новый программный период.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.