Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577665-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также в целях исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации.
Законопроектом, в частности, предусматривается внесение следующих изменений.
Налоговое администрирование
1. Приведение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в соответствие с положениями законодательства, определяющего принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.
2. В целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков предлагается установить возможность для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах указывать вместо своего идентификационного номера налогоплательщика или своих персональных данных свой номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.
В настоящее время предоставление лицу возможности использования номера записи единого федерального информационного регистра дополнительное средство идентификации.
3. Для совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком предлагается установить срок, по истечении которого документ в электронной форме, направленный налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, считается полученным налогоплательщиком.
4. Одновременно предлагается исключить неактуальное в таком случае основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке при неисполнении налогоплательщиком-организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
5. Для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты предусматривается оптимизация количества "нулевой" налоговой отчетности, которую они обязаны сдавать.
6. Предусматривается дальнейшее расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения "пороговых" требований к ним в части суммы уплаченных ими налогов, полученных ими доходов и величины их активов.
7. В целях изменения сроков уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит) предлагается предоставить ФНС России полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога, и оценке платежеспособности заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей лица.
8. Исключение из состава единого налогового платежа сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности в целях обеспечения фактического учета поступивших взносов на дополнительное социальное обеспечение в бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для расчета соответствующей доплаты к пенсии.
9. Обеспечение централизованной передачи в ФНС России сведений о многодетных семьях, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в целях предоставления налоговых льгот по имущественным налогам членам многодетных семей в беззаявительном порядке.
Налог на доходы физических лиц
1. Систематизация видов выплат физическим лицам для целей налогообложения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат при увольнении физических лиц, в пределах которых такие доходы освобождаются от налогообложения (в общей сумме трехкратный размер среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия) или шестикратный размер среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия) для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
2. Распространение положения об освобождении от налогообложения доходов в виде жилого помещения (земельного участка), полученного бесплатно из государственной или муниципальной собственности, также на случаи, когда такое недвижимое имущество получено с частичной оплатой.
3. Установление особенностей налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перераспределения) ранее приобретенных жилых помещений, а также исчисление единого срока владения для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации жилого помещения, приобретенного в собственность семьи с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Установление особенностей налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перепланировки и реконструкции) ранее приобретенных жилых помещений, в части порядка признания расходов, которые были понесены налогоплательщиком (соответствует фактической правоприменительной практике).
4. Предоставление законодательным органам субъектов Российской Федерации права уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества для целей налогообложения независимо от оснований их приобретения.
5. Распространение права на социальный налоговый вычет на расходы, произведенные на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту.
6. При определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках предлагается исключать доходы в виде процентов, рассчитанных как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России (далее - необлагаемый процентный доход). Установлены особенности налогообложения вкладов со сроком действия более 1 года в целях возможности учета суммы необлагаемого процентного дохода, определенного в периодах, за которые начислены проценты по вкладу.
Налог на прибыль организаций
1. Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций при реализации акций (долей участия) в целях упрощения администрирования предлагается исключить требование о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации) в отношении операций по реализации сравнительно небольших пакетов обращающихся акций.
2. В целях оказания поддержки российским организациям в условиях санкционного давления предлагается установить временную норму (до 31.12.2026), предусматривающую учет доходов в виде санкций, присужденных после 05.03.2022 судом к взысканию с иностранных организаций, расположенных в недружественных странах, а также с российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих иностранных организаций, по мере поступления денежных средств (имущества, имущественных прав). Одновременно предлагается установить "зеркальную" норму в отношении соответствующих расходов российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих иностранных организаций.
3. Для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций как российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, так и российскими организациями, включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, предлагается ограничить круг лиц, входящих в одну группу лиц с той или иной организацией, только российскими лицами с целью стимулирования соответствующей деятельности непосредственно российских организаций.
Налог на добычу полезных ископаемых
Предлагается установить возможность применения К РЕНТА при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих платину и металлы платиновой группы.
Имущественные налоги
1. Определение правил перерасчета ранее исчисленных физическим лицам имущественных налогов и сроков уплаты налогов, рассчитанных по результатам перерасчета.
2. Приведение положений Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Специальные налоговые режимы
1. В целях снижения налоговой нагрузки из состава доходов при применении единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения исключение доходов в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.
2. Уточнение порядка применения повышенных налоговых ставок (8% и 20%) начиная с отчетного периода, в котором допущено превышение доходов, до окончания налогового (отчетного) периода для налогоплательщиков, уплачивающих налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Страховые взносы
1. Уточнение сроков направления в налоговые органы плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных "нестраховых" периодов, заявления об освобождении от уплаты страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды документов.
2. Уточнение порядка определения размера дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, уплачивающими налог на доходы физических лиц.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, совокупная сумма выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при корректировке применения рентного коэффициента К РЕНТА К ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче драгоценных металлов составит порядка 75 - 90 млн. рублей в год. При этом выпадающие доходы федерального бюджета составят 30 - 36 млн. рублей в год, бюджетов субъектов Российской Федерации 45 - 54 млн. рублей в год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую . Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" не потребует принятия и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.