Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577722-8 "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров было подписано в г. Москве 27 февраля 1998 г., вступило в силу 17 апреля 2012 г. после ратификации Россией. Украина ратифицировала Соглашение в 1999 году.
Соглашением предусматривалось создание Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Киеве, который был открыт в 2007 году и размещался в помещениях на правах аренды. После 2014 года он функционировал в крайне сложных условиях, подвергался нападениям националистических группировок. Из-за введения Киевом санкций против Россотрудничества в 2021 году РЦНК, который одновременно являлся представительством Агентства, был вынужден полностью свернуть работу.
Созданный в соответствии с Соглашением Национальный культурный центр Украины (НКЦУ) разместился в г. Москве на ул. Арбат, д. 9, стр. 1, в здании, приобретенном в собственность на основании договора купли-продажи с Фондом имущества г. Москвы от 23 ноября 1998 г. (площадь здания 4335,5 кв. м, земельный участок арендовался). После начала СВО в феврале 2022 г., разрыва Киевом дипотношений с Россией и выезда на Украину всех сотрудников украинских представительств Центр приостановил свою деятельность. При этом он все еще пользуется функциональным иммунитетом, поскольку Соглашение формально продолжает действовать.
В соответствии со статьей 2 Соглашения, центры должны вести свою деятельность под руководством соответствующих глав дипломатических представительств. После разрыва Украиной дипломатических отношений с Россией осуществление такого руководства фактически невозможно.
Вопрос о дальнейшей судьбе принадлежащих Украине на праве собственности помещений НКЦУ будет возможно рассмотреть дополнительно в рамках гражданско-правовых отношений в соответствии с российским законодательством.
Соглашение было заключено на пять лет и автоматически продлевается на пятилетние периоды, пока одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего периода о намерении прекратить его действие. Текущий пятилетний период начался 14 апреля 2022 г. и закончится 14 апреля 2027 г. Вместе с тем на основании Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (статья 61 "Последующая невозможность выполнения" и статья 63 "Разрыв дипломатических или консульских отношений") имеется возможность заявления о денонсации Соглашения и в более ранний срок.
В соответствии со статьей 61 Венской конвенции участник договора вправе ссылаться на невозможность его выполнения как на основание для прекращения договора, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Учитывая, что предметом Соглашения являются отношения, связанные с учреждением и функционированием РЦНК и НКЦУ, для целей применения статьи 61 Венской конвенции эти центры представляют собой объекты, необходимые для выполнения Соглашения. Их закрытие и отсутствие перспективы возобновления деятельности центров на прежней правовой основе позволяет ссылаться на безвозвратное исчезновение объектов, необходимых для выполнения Соглашения, и вызванную таким исчезновением последующую невозможность выполнения Соглашения как на основание для прекращения его действия в связи с международным правом.
В связи с тем, что Соглашение было ратифицировано, решение о денонсации подлежит принятию в форме федерального закона.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также информация о государственном контроле (надзоре), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.