Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 387179-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на повышение мотивации у молодежи к активному построению карьеры и адаптацию молодых граждан на первом рабочем месте.
Содействие трудоустройству молодежи и их профессиональному развитию является одним из основных направлений реализации молодежной политики в Российской Федерации. Важность подобной поддержки Президент Российской Федерации отметил на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященного вопросам реализации молодежной политики в современных условиях, состоявшегося 22 декабря 2022 года, и поручил Правительству Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в сфере занятости молодежи, направленные на стимулирование работодателей к приему на работу молодежи, в том числе посредством реализации мер поддержки работодателей, обеспечивающих трудоустройство молодых специалистов (абзац пятый пп. "б" п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.01.2023 N Пр-173ГС).
В рамках реализации молодежной и социальной политики государство стремится обеспечить вовлечение молодых граждан в трудовую деятельность еще на этапе получения ими образования. Так, например, по инициативе Президента Российской Федерации принят Федеральный закон от 8 июня 2020 года N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который предоставил право осуществлять педагогическую деятельность по основным образовательным программам студентам старших курсов педагогических вузов.
Одновременно с этим в целях создания условий для успешной интеграции молодежи в трудовую деятельность органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также крупнейшими российскими организациями (например, ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Газпром", ОАО "РЖД") обеспечивается целый комплекс мер стимулирования: льготное ипотечное кредитование, компенсационные выплаты на приобретение и строительство жилья, "подъемные" выплаты, стимулирующие надбавки к заработной плате, содействие профессиональному росту и научным достижениям.
Вместе с тем с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" в законодательстве появились четкие критерии статуса "молодой специалист".
Согласно пункту 6 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона молодым специалистом является гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией.
Следовательно, студенты, проходящие обучение по основным профессиональным образовательным программам и начавшие трудовую деятельность, не могут иметь статус молодого специалиста, поскольку не завершили обучение. Получив же образование, они также не могут приобрести статус молодого специалиста, так как устраиваются на работу уже не впервые. При этом существует обратная ситуация, когда молодым специалистом становится гражданин в 34 года, впервые трудоустроившийся по специальности, независимо от опыта работы в других сферах.
Таким образом, складывается ситуация, при которой на государственном уровне, с одной стороны, предпринимаются усилия по вовлечению в трудовую деятельность молодых людей еще на этапе обучения, а с другой стороны, исключается возможность получения ими статуса молодого специалиста.
Вышеуказанную проблему поднимают и сами регионы, так, в июле 2022 года Законодательное Собрание Ростовской области направило обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости уточнения требований, предъявляемых к молодым специалистам (постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 23 июня 2022 года N 1697).
В целях создания равных условий для молодежи в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" предлагается внести изменение, направленное на признание молодыми специалистами молодых граждан, имеющих трудовой опыт, полученный в период прохождения обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, и впервые устраивающийся на работу после завершения обучения по соответствующей программе (программам) в соответствии с полученной квалификацией.
В настоящий момент за рамками правового поля находятся молодые граждане, работающие не в соответствии с полученной квалификацией, при этом вносящие значительный вклад в экономическое развитие государства и общества в целом. В текущих условиях зачастую именно молодежь принимает решение о своей переквалификации с целью оперативного восполнения кадрового дефицита в приоритетной для государства и общества сфере.
Законопроектом предлагается закрепить понятие "молодой работник", которое позволить ввести в правое поле данную категорию молодых граждан, впервые устраивающихся на работу и поддержать их в первые три года, когда они только начинают свой трудовой путь, получают профессиональные навыки и накапливают стаж работы.
Проблему поддержки молодых граждан, работающих не по специальности, Комитету Государственной Думы по молодежной политике в апреле 2022 года обозначили: Федерация Независимых Профсоюзов России, Республика Адыгея, Красноярский край, Пензенская, Кемеровская, Сахалинская, Челябинская, Вологодская, Волгоградская, Тверская и Московская области.
Служба исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru провела опрос 1 среди 2583 российских респондентов, показавший, что только 33% опрошенных работают по специальности, еще 29% работают в смежном направлении, остальные работают не по специальности.
При этом большинство (58%) респондентов, не работающих сейчас по специальности, пытались трудоустроиться по специальности в дипломе, а чаще всего переставали работать по ней из-за низкой зарплаты (46%), смутных перспектив (31%) и плохих условий труда (24%).
Меры стимулирования для "молодых специалистов" и "молодых работников" будут устанавливаться субъектами Российской Федерации самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также производиться за счет самих работодателей, при этом важно отметить востребованность предлагаемых изменений у регионов, а соответственно и готовность поддерживать данные категории граждан.
Дополнительно статьей 2 законопроекта предусмотрены положения, согласно которым если у лиц, отнесенных к категориям молодых специалистов и молодых работников на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также отраслевых и региональных (территориальных) соглашений и коллективных договоров, право на гарантии, льготы, компенсации, либо иные выплаты возникло до вступления в силу законопроекта, то данное лицо может его реализовать в порядке, действовавшем до его вступления.
Законопроект также направлен на создание законодательной основы для формирования у молодых граждан навыков трудолюбия и добросовестного отношения к работе, так как российская молодежь как субъект рынка труда отличается от работников других возрастных групп своими трудовыми установками, в том числе большей готовностью к различным изменениям в трудовой деятельности.
Проектируемые изменения поспособствуют получению молодыми людьми практических навыков, в том числе через систему студенческих отрядов, история которых насчитывает более 60 лет и чью школу прошли более 19,5 миллионов человек.
Молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды" (МООО "РСО") - одна из крупнейших молодежных организаций страны, которая обеспечивает временной трудовой занятостью более 200 тысяч молодых людей из 82 субъектов Российской Федерации, в том числе и в ее новых территориях: в Луганске, Запорожье, Донецке, а также занимается гражданским и патриотическим воспитанием, развивает творческий и спортивный потенциал молодежи. В 2023 году в составе студенческих отрядов отработали 225 тысяч школьников и студентов со всей страны.
Трудовые проекты студенческих отрядов решают проблему приобретения практических навыков в период обучения и первого трудоустройства после завершения обучения, так как большинство участников студенческих отрядов трудоустраиваются к работодателям в различных отраслях экономики.
Примеры таких трудовых проектов начинают свою историю еще со времен всесоюзных строек. В наше время к ним относятся: Всероссийская студенческая стройка "Сочи 2014" (строительство олимпийских объектов), Всероссийская студенческая стройка "Космодром "Восточный", Всероссийские трудовые проекты на объектах Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", Всероссийский отряд проводников, всероссийские педагогические отряды, отряды студенческих отрядов сервиса и сельскохозяйственного направления.
Проектируемые нормы законопроекта также направлены на приведение Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" в соответствие Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части уточнения отдельных терминов.
------------------------------
1 Статья "Работа по специальности: миф или реальность?" [Электронный ресурс]
URL: https://hh.ru/article/29322
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.