Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в Закон Российской Федерации "О космической деятельности", Федеральный закон "О концессионных соглашениях", Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - Закон о космической деятельности, Федеральный закон о концессионных соглашениях, Федеральный закон о ГЧП) и Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" изменения, направленные на создание правовой основы государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности и регулирования деятельности частных российских космических организаций.
Вместе с тем пункт 3 статьи 1 законопроекта, предусматривающий возможность финансирования космической деятельности на условиях концессионных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом о концессионных соглашениях, или соглашений о государственно-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом о ГЧП, нуждается в доработке с учетом того, что указанными федеральными законами порядок и механизм финансирования космической деятельности не установлены.
Пункт 5 статьи 1 законопроекта не согласуется с предметом правового регулирования статьи 15 Закона о космической деятельности, не учитывает особенности правового регулирования механизмов концессии и государственно-частного партнерства, установленных указанными федеральными законами, а также особенности действующего правового регулирования космической деятельности. При этом требуется доработка данного пункта, поскольку объекты космической инфраструктуры, указанные в статье 18 Закона о космической деятельности, находятся в собственности Российской Федерации.
Законопроектом также не учтено требование части 2 статьи 7 Федерального закона о ГЧП в отношении космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры, находящихся в собственности Российской Федерации.
Используемое в законопроекте понятие "объекты космической деятельности" носит обобщенный характер и не позволяет определить имущество, в отношении которого могут быть заключены предусмотренные законопроектом соглашения. Также не определены отдельные понятия, используемые в законопроекте, что может привести к проблемам в правоприменении.
В частности, из-за отсутствия четкости и однозначности используемых в законопроекте терминов предусмотренные проектируемой статьей 39 Закона о космической деятельности положения об определении Правительством Российской Федерации критериев разграничения космической техники, космической технологии, космической системы дистанционного зондирования Земли, телекоммуникации и навигации гражданского, двойного и военного назначения также носят неопределенный характер. В связи с этим указанные положения нуждаются в доработке, в том числе посредством раскрытия используемых в данной статье понятий в разделе I "Общие положения" Закона о космической деятельности.
Следует также предусмотреть положения, обеспечивающие соблюдение государственных интересов и безопасности Российской Федерации при реализации предлагаемых механизмов в сфере космической деятельности, а также требования к организациям, участвующим в финансировании космической деятельности.
Предусмотренное пунктом 6 статьи 1 законопроекта положение не согласуется с целями разработки законопроекта и подлежит исключению. Также следует исключить проектируемый пункт 3 статьи 37 Закона о космической деятельности, как дублирующий положение статьи 9 указанного Закона.
Вводимые законопроектом виды предпринимательской космической деятельности не соответствуют основным направлениям космической деятельности, закрепленным статьей 2 Закона о космической деятельности.
Положения проектируемой статьи 38 Закона о космической деятельности подлежат корректировке с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации понятий "внешнеэкономическая деятельность" (статья 1 Федерального закона "Об экспортном контроле") и "предпринимательская деятельность" (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законопроект требует концептуальной переработки в части детализации и наименований объектов космической деятельности, которые могут выступать в качестве объектов концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, установления правового статуса создаваемых объектов, порядка их регистрации, учета и лицензирования, а также пересмотра подходов к финансированию космической деятельности с внесением соответствующих корреспондирующих изменений в отраслевые нормативные правовые акты Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний до внесения в Государственную Думу.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 13 марта 2024 г. N ДГ-П7-7462 "Заключение на проект федерального закона N 578594-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предпринимательской космической деятельности", вносимый в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.В. Кутеповым, М.К.-Г. Хапсироковым"
Опубликование:
-