Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 578685-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях реализации поручений Президента Российской Федерации N Пр-251ГС, п. 6 а) и п. 7 от 12 февраля 2024 года и направлен на обеспечение участия наставников, благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
Основная проблема преступности несовершеннолетних на современном этапе - это повторная преступность и вовлечение несовершеннолетних, совершивших преступление, в постоянную криминальную активность.
Например, статистика за 2022 год фиксирует высокий уровень повторной преступности несовершеннолетних на уровне 36% 1. Следует подчеркнуть, что указанные цифры касаются только лиц, повторно совершивших преступление до наступления возраста 18 лет, и не включают в себя, например, тех лиц, которые совершают второе преступление в возрасте 19 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в отношении "трудных подростков" проводится индивидуальная профилактическая работа органами профилактики. В настоящее время индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении 15 категорий несовершеннолетних (421 тысяча человек).
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Законопроект включает в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних институты наставничества и участия в деятельности волонтерского движения, благотворительной организации и российского движения детей и молодежи. Статистика Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации показывает, что, как правило, первое преступление совершается подростком в составе группы лиц (свыше 52%), поэтому основной задачей законопроекта является погружение подростков в социальную среду с "позитивными установками".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 401 от 27 июня 2022 года, 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Законопроект предлагается использовать потенциал наставничества в ресоциализации трудных подростков. Законопроектом устанавливается запрет на назначение наставниками лиц, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности, лиц, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранных агентов.
Законопроект наделяет Минпросвещения России полномочиями по утверждению правил принятия комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав решений о назначении наставника, о замене наставника, об отмене решения о назначении наставника, порядка взаимодействия наставников с несовершеннолетними, его родителями или иными законными представителями, органами и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вводится право на замену наставника: по заявлению родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего или по заявлению несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение об отменен назначения наставника или о замене наставника.
Законопроектом предлагается также установить в качестве одной из новых мер участие в мероприятиях волонтерского движения, благотворительной организации и российского движения школьников.
В настоящее время в России активно развивается общественная и волонтерская деятельность. В России более 21 миллионов человек занимаются волонтерством. По исследованию НИУ ВШЭ, рост количества волонтеров на 7% снижает уровень молодежной преступности примерно на треть. Законопроектом устанавливается, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав сможет привлекать несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа, для участия в мероприятиях, проводимых благотворительной, добровольческой (волонтерской) организациями, российским движением детей и молодежи. Участие несовершеннолетнего в мероприятиях, проводимых добровольцами, взаимодействие в формате активного участия в социальных инициативах движения создаст условия для выхода из криминальной среды, позволит несовершеннолетнему познакомиться и взаимодействовать с целеустремленными людьми с иными ценностными установками.
Дополнительно законопроектом предлагается создать Государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. К настоящему времени в России действует свыше свыше 2,5 тыс. комиссий и создание единой государственной информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав позволит обеспечить информационное взаимодействие между комиссиями и иными органами системы профилактики. Информационная система будет создаваться на базе Автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения за счет средств, предусмотренных на ее создание и функционирование.
Вместе с тем, поскольку указанная информационная система в настоящее время включает в себя лишь органы исполнительной власти и не содержит в себе сведений о физических лицах, готовых быть наставниками и некоммерческих организациях, готовых работать с трудными подростками, законопроектом предлагается вести реестры наставников и организаций на базе единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства). В настоящее время в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) содержится информация о более чем 6,2 млн. волонтерах и 106 тыс. некоммерческих организациях, которых можно привлечь к ресоциализации подростков с девиантным поведением. Именно поэтому Президентом Российской Федерации поручено обеспечить расширение функций единой информационной системы "ДОБРО.РФ", предусмотрев создание на ее базе цифровой платформы, отражающей потребности в наставнической поддержке и наставниках в сферах общественной деятельности и молодежной политики (Поручение Президента Российской Федерации NПр-251ГС, п. 6 а). Законопроектом данное поручение исполняется в сфере профилактики девиантного поведения.
Законопроект вступит в силу через 180 дней после официального опубликования. Этот срок необходим для разработки подзаконных нормативных актов.
Принятие законопроекта позволит создать современную и эффективную систему профилактики подростковой преступности, позволит дать несовершеннолетнему, совершившему преступление или склонному к противоправному поведению, возможность для полной социализации и получения реальной помощи для исправления и выхода из криминальной субкультуры.
------------------------------
1 Всего в 2022 году было осуждено 14214 несовершеннолетних, из них ранее судимых 2428, ранее освобождавшихся от уголовной ответственности - 321, ранее назначались принудительные меры воспитательного воздействия 446, стоявшие на учете в специализированном государственном органе 2 027.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным проектом "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" Национального проекта "Образование" предусматривается формирование единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в рамках которого создана и уже функционирует Автоматизированная информационная система в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения (АИС "Профилактика"). На финансирование указанной системы бюджетом выделено 789,8 млн. рублей.
Таким образом, принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в следующие в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в части наделения Минпросвещения России полномочиями в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)" в части внесения изменений, касающихся использования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) для реализации мероприятий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении правил принятия комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав решений о назначении, о замене, об отмене решения о назначении наставника и (или) организации, указанных в пункте 1 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", порядок взаимодействия наставника, организации, с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая права и обязанности наставников и организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.