Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 578777-8 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога" признает утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога. Таким образом, законопроект направлен на отмену транспортного налога в Российской Федерации.
Изначально транспортный налог был призван взымать с автомобилистов дополнительные средства с целью ремонта и содержания автодорог.
При этом главная несправедливость транспортного налога - в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик. В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год.
Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования посредством уплаты соответствующих акцизов.
В таком случае будет работать принцип "пользователь платит, когда едет", что, безусловно, является более справедливой формой платы.
Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. Так, если в 2020 году регионы получали 66,6% топливных акцизов, то в 2024 году уже - 74,9%.
По различным подсчетам акциз в стоимости каждого литра автомобильного бензина составляет почти 20% от цены. С момента введения акциза он увеличивался в среднем на один рубль в год.
Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране.
Кроме того, основным аргументом противников отмены транспортного налога является наличие выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в случае отмены транспортного налога.
В этой связи предлагается одновременно с отменой транспортного налога изменить норматив зачисления акцизов на автомобильный бензин класса 5, производимый на территории Российской Федерации предусмотрев, что предлагаемые в настоящее время к зачислению в федеральный бюджет суммы будут зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации., что в свою очередь позволит существенно (примерно на 70%) покрыть выпадающие доходы в связи с отменой транспортного налога.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога" приведет к появлению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в размере около 200 млрд. рублей ежегодно.
С целью компенсации выпадающих доходов бюджетом субъектов Российской Федерации законопроектом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой транспортного налога" предлагается изменить норматив зачисления акцизов на автомобильный бензин класса 5, производимый на территории Российской Федерации (класс 5) предусмотрев, что предлагаемые в настоящее время к зачислению в федеральный бюджет суммы будут зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации., что в свою очередь позволит примерно на 70% покрыть выпадающие доходы в связи с отменой транспортного налога о налога, исходя из следующих данных:
Наименование |
2024 год |
2025 год |
Облагаемый объем реализации, класса 5, тыс. тонн |
35 379,3 |
35 980,8 |
Ставка акциза (класс 5), руб за 1 тонну |
14 919 |
15 516 |
Расчетная сумма акциз, тыс. рублей |
527 824 298,1 |
558 277 839,0 |
Корректировка на переходящие платежи, тыс. рублей |
-1919 573,7 |
-2 554 941,3 |
Норматив зачисления в федеральный бюджет, процент |
25,1% |
25,1% |
Прогноз поступлений в федеральный бюджет, тыс рублей |
132 002 085,8 |
139 486 447,3 |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога" потребует признания утратившими силу ряда норм федерального законодательства, что в свою очередь реализовано в проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой транспортного налога".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.