Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 585970-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство Российской Федерации допускает существование общественных организаций без государственной регистрации. Для создания общественной организации без образования юридического лица нужно лишь проведение собрания учредителей, на котором будет принято решение об образовании такой общественной организации. С момента принятия такого решения общественная организация является существующей законно. Такая организация не будет являться юридическим лицом и не сможет законно вести финансово - хозяйственную деятельность, открывать счета и формировать имущество, брать на работу сотрудников и платить им, заработную плату, собирать членские взносы и пожертвования от имени организации. Однако учредители такого общественного объединения, члены, участники и руководители могут получать денежные средства, в том числе из иностранных источников, на свои личные банковские счета. В таком случае отследить иностранное влияние практически невозможно. При этом общественная организация без государственной организации имеет практически равные права с зарегистрированными общественными объединениями.
Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
- выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Осуществление указанных прав имеют и общественные объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием.
Таким образом, действующее законодательство в области общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание и деятельность общественных объединений, нарушает баланс интересов между государственной безопасностью и правами граждан на объединение, что недопустимо в период проведения СВО и беспрецедентного противостояния России коллективному Западу. Общественные объединения без образования юридического лица, деятельность которых практически выведена из поля зрения уполномоченных для контроля органов, с непрозрачной системой финансирования, которые в соответствии с законом могут свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, могут быть использованы для раскачивания ситуации внутри Российской Федерации, являются отличной средой для деятельности разного рода иностранных организаций.
Таким же нарушением баланса интересов между государственной безопасностью и правами граждан на объединение является право на создание общественных объединений иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в этой части. Как показывает практика, иностранные граждане создают общественные объединения в виде "землячеств" и других объединений, деятельность которых на соответствие заявленным в учредительных документам целям практически невозможно проверить. Это означает, что такие общественные объединения могут вести антироссийскую деятельность, на территории Российской Федерации, пользуясь легальным статусом организации. При этом органы местного самоуправления не имеют полномочий запретить собрание такого общественного объединения, проведение пикета, митинга или иного массового мероприятия, а правоохранительные органы пресечь проведение массового мероприятия, если подано уведомление в соответствии с действующим законодательством. Учитывая наплыв мигрантов в Российскую Федерацию такие объединения граждан могут представлять серьёзную угрозу для безопасности страны.
Настоящим проектом федерального закона для эффективного обеспечения безопасности граждан и государства предлагается:
- во первых, установить право на объединение с целью создания общественных объединений только для граждан Российской Федерации, исключив иностранных граждан и лиц без гражданства;
- во вторых, предусмотреть, что все общественные объединения подлежат государственной регистрации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.