Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 590905-8 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения налога на объекты роскоши"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации продолжает сохраняться в течение долгих десятилетий высокий уровень социального неравенства.
Среднемесячная заработная плата по Российской Федерации в 2022 году составляла 65 338 1 рублей. Вместе с тем 77,3% жителей России имели среднедушевые денежные доходы менее 60 000 рублей, 36,4% - менее 27 000 рублей 2 в месяц, а 20,3% - менее 19 000 рублей. Номинально установленный размер прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения для трудоспособного населения - 15 669 рублей отражает порог доходов, необходимых для физического выживания человека. Пятая доля жителей нашей страны существует в условиях глубокой нищеты вблизи этого порогового значения, либо вовсе за его пределом.
Весь совокупный объем денежных доходов распределяется по 20-процентным группам населения по Российской Федерации неравномерно. Так, 20% населения с наименьшими доходами в 2022 году получала 5,7% совокупного объема денежных доходов, тогда как 20% населения с наибольшими доходами - 45,6% совокупного объема денежных доходов 3. При этом первая, вторая и третья 20-процентные группы населения России (то есть, 60% условно бедных и среднеобеспеченных россиян) вместе получают 31,6% совокупного объема денежных доходов, а две наиболее обеспеченные группы, составляющие 40% от общего количества населения - 68,4% совокупного объема денежных доходов.
Население Российской Федерации, как следует из вышеприведённых показателей, неравномерно и несправедливо расслоено по уровню доходов. Вместе с тем много лет подряд наблюдается тенденция к снижению реальных располагаемых доходов населения.
Согласно данным Росстата реальные располагаемые денежные доходы населения Российской Федерации с 2014 г. по 2022 г. включительно в среднем за каждый из 9 лет снижались на 0,2%.
В этот же период годовой показатель инфляции составлял от 2,5% до 12,91% 4, а в среднем 7,1%.
В настоящее время разные социальные группы, в зависимости от их уровня доходов и структуры потребления, несут бремя снижения реальных располагаемых доходов и бремя инфляции неодинаково, в связи с чем перераспределение богатства является необходимой мерой.
Перераспределение предполагается осуществлять за счёт налогообложения престижного потребления небольшого количества сверхбогатых граждан.
Одним из элементов такого перераспределения служит налог на объекты роскоши, введение которого предусматривается настоящим законопроектом. Налог на объекты роскоши является федеральным налогом и зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Плательщиками налога на объекты роскоши предлагается считать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым на праве собственности принадлежит имущество, являющееся налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши.
Отдельно в законопроекте поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши: инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, лауреаты государственных премий Российской Федерации, лауреаты Нобелевской премии.
Объектами налогообложения в соответствии с проектируемыми положениями настоящего законопроекта признаются следующие виды имущества:
1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 1 миллиарда рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;
2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 1 миллиарда рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;
3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 1 миллиарда рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;
4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 20 млн. рублей и выше автомобили;
5) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 50 млн. рублей и выше пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
В части 2 статьи 333.58 поименовано имущество, не являющееся объектом налогообложения по налогу на объекты роскоши. Таким признаётся:
- имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
- земли сельскохозяйственного назначения,
- недвижимое имущество и земельные участки, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления основного вида деятельности,
- транспортные средства, морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- сельскохозяйственная и строительная техника;
- имущество аварийных, медицинских и пожарных служб.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Рыночные цены по жилой недвижимости и земельным участкам определяются на основе метода массовой оценки, принципы которой регламентированы в статье 333.60 предлагаемого законопроекта. Рыночные цены по другому имуществу, являющемуся объектом налогообложения, определяются с учётом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полномочия по:
- проведению массовой оценки недвижимого имущества и земельных участков, являющихся объектом налогообложения налога на объекты роскоши;
- созданию реестра указанного имущества;
- ежегодной переоценке имущества, указанного в реестре и дополнении его новыми объектами;
- передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, полномочия по
- созданию реестра сведений о регистрации транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов, являющихся объектом налогообложения налогом на объекты роскоши;
- передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроектом предлагается наделить орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по:
- разработке формы реестра объектов налогообложения налогом на объекты роскоши;
- расчету налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика;
- расчету величины налога на объекты роскоши;
- направлению налогового уведомления налогоплательщикам.
Налоговым периодом по налогу на объекты роскоши признается календарный год. В отношении транспортных средств, морских, речных и воздушных судов налог на объекты роскоши уплачивается один раз при приобретении права собственности. В отношении жилой недвижимости и земельных участков, являющихся объектом налогообложения, налог на объекты роскоши уплачивается ежегодно.
Законопроектом устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них), объектов незавершенного строительства вместе с земельным участком:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
От 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей |
0,3 процента |
От 2 млрд. рублей до 3 млрд. рублей |
0,6 процента |
От 3 млрд. рублей до 5 млрд. руб. |
0.9 процент |
Свыше 5 млрд. руб. |
1.2 процентов |
Для физических лиц, у которых находилось на праве собственности (либо на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или было передано ему по безвозмездному договору аренды) в период до 1991 года имущество, указанное в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.58 законопроекта, и если такое физическое лицо приватизировало указанное имущество, предлагается установить следующие ставки налога в процентах от стоимости:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
До 1 млрд. руб. |
0 процентов |
Свыше 1 млрд. руб. |
0,3 процента |
Законопроектом устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости приобретенных на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 20 млн. рублей и выше автомобилей:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
От 20 млн. рублей до 30 млн. рублей |
1 процент |
От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей |
2 процента |
От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей |
3 процента |
Свыше 100 млн. рублей |
4 процента |
Законопроектом устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости транспортных средств, морских, речных и воздушных судов:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
От 50 млн. рублей до 70 млн. рублей |
1 процент |
От 70 млн. рублей до 100 млн. рублей |
2 процента |
От 100 млн. рублей до 300 млн. рублей |
3 процента |
Свыше 300 млн. рублей |
4 процента |
Статьей 333.63 предлагаемого законопроекта определяются особенности исчисления налога на объекты роскоши при переходе прав собственности, при уничтожении (утраты) имущества.
Налог на объекты роскоши предлагается ввести в действие с 1 января 2024 года.
------------------------------
1 Справочная информация: "Среднемесячная заработная плата в целом по Российской Федерации" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Росстата)
2 "Распределение населения по интервальным группам среднедушевых денежных доходов по Российской Федерации": интернет-сайт Росстата www.gks.ru
3 "Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения по Российской Федерации": интернет-сайт Росстата www.gks.ru
4 "Реальные располагаемые денежные доходы населения Российской Федерации"": интернет-сайт Росстата www.gks.ru
------------------------------
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения налога на объекты роскоши"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения налога на объекты роскоши" потребует внесения корреспондирующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Принятие настоящего проекта федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства РФ:
1. О наделении органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полномочиями по:
- проведению массовой оценки недвижимого имущества и земельных участков, являющихся объектом налогообложения налога на объекты роскоши;
- созданию реестра указанного имущества;
- ежегодной переоценке имущества, указанного в реестре и дополнении его новыми объектами;
- передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. О наделении органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, полномочиями по:
- созданию реестра сведений о регистрации транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, являющихся объектом налогообложения налогом на объекты роскоши;
- передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. О наделении органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по:
- разработке формы реестра объектов налогообложения налогом на объекты роскоши;
- расчету налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика;
- расчету величины налога на объекты роскоши;
- направлению налогового уведомления налогоплательщикам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения налога на объекты роскоши"
Реализация настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.