Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4973-1 "О зерне", Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве" в части введения Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее - Система о землях), а также в части совершенствования отдельных положений указанных законов.
В настоящее время государством последовательно реализуется политика по цифровизации отрасли сельского хозяйства путем внедрения государственных информационных систем.
В рамках Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" сформирован Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения - информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, об их использовании и иных сведений о землях сельскохозяйственного назначения.
В Законе Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4973-1 "О зерне" и Федеральном законе от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве" предусмотрены Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (далее - ФГИС Зерно) и Федеральная государственная информационная система в области семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - ФГИС Семеноводство).
Все указанные информационные системы направлены на систематизацию и учет достоверных сведений о производстве сельскохозяйственной продукции и об используемых для этих целей землях.
В настоящее время Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения ведется в Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее - Система о землях), которая создана и введена эксплуатацию приказом Минсельхоза России от 2 апреля 2018 г. N 130.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - законопроект) подготовлен в целях законодательного закрепления основных положений Системы о землях и установления требований к ее функционированию и содержанию.
Развитие Системы о землях направлено на обеспечение учета земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, показателей состояния плодородия земель, мероприятий по воспроизводству плодородия земель, предотвращению деградации земель, результатов государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, а также в целях сбора, хранения, анализа, обработки и графической визуализации пространственных (географических) данных (далее - картограмма), предоставленных в эту систему, и контроля за достоверностью такой информации.
Законопроектом предусмотрены положения, позволяющие включать отдельные данные из ФГИС Зерно, ФГИС Семеноводство в Систему о землях. В настоящее время такая интеграция не реализуется, указанные системы содержат отраслевые данные по каждому направлению, которые не взаимоувязаны и не позволяют получить информацию о всей цепочке сельскохозяйственного производства, начиная с этапа производства семян в привязке к земельному участку, на котором осуществляется сельскохозяйственное производство.
Согласно законопроекту информация в Систему о земле должна представляться федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в обязательном порядке с 1 марта 2025 года.
Согласно законопроекту информация, которая должна предоставляться для включения в Систему о землях будет преимущественно передаваться автоматически из иных государственных информационных систем, а также в результате межведомственного взаимодействия.
Правила предоставления информации в Систему о земле, сроки, форматы предоставления информации и другие требования будут установлены Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве" в части уточнения случаев, в которых требуется проведение проверки на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных растений, исключив указанную проверку на стадии определения показателей сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений.
При этом сохраняется норма статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве", согласно которой запрещается использовать при производстве семян сельскохозяйственных растений семена сельскохозяйственных растений, содержащие генно-инженерно-модифицированные организмы.
Также расширяется норма статьи 22 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве", согласно которой запрещается ввоз в Российскую Федерацию и использование для посева (посадки) семян сельскохозяйственных растений, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы. Так, предлагается установить требования к проверке на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных растений при вывозе с территории Российской Федерации.
Проверка на содержание генно-инженерно-модифицированных организмов также осуществляется в отношении семян, производство и выращивание которых направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, сорта и гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве".
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят снизить финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей и семеноводческие организации, расходы которых на проверку одной партии семян на ГМО доходят до 6 тыс. рублей. Вместе с тем исключение обязанности проверки на ГМО на этапе определения сортовых (статья 13) и посевных качеств (статья 14) семян сельскохозяйственных растений не повлечен повышение риска использование ГМО семян сельскохозяйственных растений, так как требования о таких проверках на всех основных этапах обращения семян сохраняются.
Также законопроектом предлагается внести изменение в статью 28 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 454-ФЗ "О семеноводстве", исключив обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений осуществлять согласование с уполномоченными органами иностранных государств аудита лабораторий иностранных государств по испытанию семян сельскохозяйственных растений (за исключением лабораторий государств, являющихся членами Евразийского экономического союза).
Предлагаемое изменение обусловлено тем, что в условиях санкционного давления не все уполномоченные органы иностранных государств по испытанию семян сельскохозяйственных растений на сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных растений готовы предоставлять согласие на проведения аудита лабораторий, вместе с тем частные аккредитованные иностранные лаборатории выражают готовность пройти аудит своих лабораторий. Предлагаемое изменение позволит расширить перечень лабораторий, прошедших аудит Россельхознадзором.
Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить статус Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства, повысить эффективность использования земель для ведения сельского хозяйства, обеспечить сбор и систематизацию достоверных данных и информации в области сельского хозяйства, усовершенствовать регулирование правоотношении в области семеноводства.
Законопроект не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виду государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виду разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться в рамках мероприятий Ведомственной программы цифровой трансформации Минсельхоза России на 2024 и плановый период 2025-2026, утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 21 февраля 2024 года N 7пр.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, изменению или приостановлению в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует принятия, изменения, признания утратившими силу или приостановления иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.