Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 593432-8 "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подготовлен с целью:
1. Продления до 1 января 2030 года предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) полномочий по установлению особенностей регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. Продления до 1 января 2030 года предусмотренных частью 1.5 статьи 12.1 Федерального конституционного закона полномочий по установлению особенностей отношений по выявлению и сносу объектов капитального строительства, возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым и г. Севастополя, в том числе если разрешенное использование земельных участков, на которых возведены или созданы объекты капитального строительства, не допускает строительства на этих участках объектов капитального строительства.
По пункту 1 предлагаемых изменений.
Продление срока действия части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона до 1 января 2030 года необходимо по следующим основаниям.
Прежде всего, в настоящее время приоритетной задачей является предоставление мер поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей, в том числе путем предоставления им в собственность бесплатно земельных участков.
С целью реализации указанной задачи приняты правовые нормы, устанавливающие особенности образования земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, для предоставления участникам специальной военной операции и членам их семей (часть 1-3 статьи 14 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-3PK), которые позволяют сократить сроки и административные процедуры образования и предоставления земельных участков указанным категориям граждан, вовлечь в градостроительный оборот дополнительные территории и обеспечить реализацию мер социальной поддержки указанных граждан.
В настоящее время в очереди на получение в собственность бесплатно земельного участка состоят 9912 участников специальной военной операции и членов их семей, предоставлено в собственность бесплатно 826 земельных участков.
При этом на основании утвержденной документации по планировке территории уже ведутся работы по постановке на государственный кадастровый учет 670 земельных участков с видом разрешенного использования "ведение садоводства", расположенных на территории Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Также разработана и направлена в установленном порядке на согласование документация по планировке территории в целях последующего формирования порядка 1000 земельных участков, расположенных на территории с. Соляное и с. Каменское Ленинского района Республики Крым.
Более того, также проводятся мероприятия по обеспечению земельных участков, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно, транспортной инфраструктурой, возможностью технологического присоединения к инженерной инфраструктуре (электро-, газо-, водоснабжение, водоотведение).
В то же время, учитывая количество граждан, уже состоящих в очереди, и их увеличение по мере продолжения проведения специальной военной операции, работа в указанном направлении будет продолжена в течение длительного времени.
Кроме того, в Республике Крым проводится активная работа по национализации имущества, принадлежащего иностранным государствам, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, иностранным лицам, связанным с указанными иностранными государствами, их бенефициарам и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц.
С целью реализации указанных мероприятий также приняты правовые нормы, позволяющие учитывать как собственность республики имущество указанных государств и лиц (абзац второй пункта 1, пункт 1-2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым").
Так, в настоящее время национализировано имущество (более 3 тысяч объектов) 192 недружественных юридических и физических лиц.
Работа в указанном направлении также продолжается и имеет положительный эффект в виде пополнения доходной части бюджета Республики Крым за счет продажи указанного имущества.
Продление срока действия части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона также позволит завершить начатые процессы оформления прав на имущество и земельные участки и обеспечить плавный переход на правовое регулирование земельно-имущественных отношений и отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках федерального законодательства.
В частности, к дальнейшему правоприменению на территории Республики Крым, например, подлежат следующие нормативные правовые акты, предусматривающие:
1. Оформление права собственности Республики Крым на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым до принятия Федерального конституционного закона (часть 3 статьи 2-1 Закона N 38-3PK):
Указанные нормы позволяют оформить право собственности Республики Крым на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым до принятия Федерального конституционного закона.
На основании указанных правовых норм из примерно 240 тысяч объектов недвижимого имущества в отношении порядка 76 тысяч объектов недвижимого имущества завершены работы по включению указанных объектов в Реестр имущества Республики Крым.
2. Оформление земельных участков юридическим лицами, созданными на той же имущественной базе (статья 3-1 Закона N 38-3PK).
До вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым выдано порядка 3500 государственных актов на постоянного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности, из них порядка 1300 - потенциально подлежат переоформлению в аренду, в том числе ориентировочно 550 государственных актов были выданы ресурсоснабжающим организациям (в настоящее время ГУП РК "Черноморнефтегаз", ГУП РК "Вода Крыма", ГУП РК "Крымгазсети", ГУП РК "Крымэнерго" и т.д.), у которых отсутствует правопреемство от прежнего землепользователя или арендатора земельного участка.
В настоящее время ГУПами переоформлено право аренды на основании 279 государственных актов.
3. Соотнесение категории земель и видов разрешенного использования ранее учтенных земельных участков (часть 2 статьи 5, статья 7 Закона N 38-3PK).
Указанные нормы позволяют соотнести установленные на территории Республики Крым до принятия Федерального конституционного закона категории земель и виды разрешенного использования земельных участков на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, с категориями земель и видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, с целью соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
4. Требования к гаражам и их параметры (часть 18 статьи 9 Закона N 38-3PK).
Указанная норма необходима для оформления прав граждан на гаражи, возведенные ими до вступления в силу Федерального конституционного закона, и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых указанные гаражи расположены, на территории республики с учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). Ввиду отсутствия в федеральном законе параметров, которым должен соответствовать гараж, указанная норма необходима с целью недопущения возникновения негативных последствий на территории Республики Крым в виде легализации в качестве гаражей любых объектов капитального строительства, включая объекты, используемые в коммерческих целях (гостиницы, объекты общественного питания и прочее), а также продолжения хаотичной застройки, в первую очередь, прибрежных территорий, без каких-либо единых архитектурных решений и единого архитектурного облика.
Учитывая изложенное, применение указанной нормы необходимо до завершения оформления на территории Республики Крым прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, в соответствии с положениями указанного закона.
5. Процедура изъятия земельных участков для государственных нужд для целей реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (статьи 9.1, 9.2, 9.4, 9.5 Закона N 38-3PK).
Указанные нормы обеспечивают сокращение сроков осуществления процедуры изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, по сравнению со сроками, установленными Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно:
- сокращение срока подачи правообладателями заявлений об учете их прав на изымаемой недвижимое имущество с приложением копий документов, подтверждающих эти права - с 60 дней (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ) до 14 дней;
- сокращение срока, в течение которого правообладатель имеет право представить подписанное соглашение об изъятии недвижимости - с 90 дней (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ) до 20 дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии недвижимости.
В случае если по истечении данного срока правообладателем не представлено подписанное соглашение об изъятии, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Положения данных статей подлежат применению до окончания срока реализации мероприятий государственной программы, в том числе, учитывая, что в данную программу уже включены линейные объекты значительной протяженностью, размещение которых запланировано, в том числе на земельных участках, находящихся в собственности, пользовании третьих лиц, в связи с чем потребуется осуществление процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
- "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Евпатория - Мирный (на участке Скворцово-Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш)";
- "Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское - Перевальное";
- "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Льговское - Грушевка - Судак";
- "Реконструкция водовода Феодосия - Судак";
- "Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)".
Применение указанных положений позволяет существенно сократить сроки принятия уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также обеспечить своевременную реализацию мероприятий программы.
6. Упрощенный порядок установления публичных сервитутов, для целей реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 года N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" (далее - Закон N 74-ЗРК).
Применение данной нормы требуется в связи с необходимостью реализации мероприятий, которые предусмотрены государственной программой.
Несмотря на принятие Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", которым ЗК РФ дополнен главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях", а также внесены изменения в статью 48 ЗК РФ, затруднено оформление землепользования под инженерными сооружениями в условиях реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой.
Процедура установления публичного сервитута, определенная Законом N 74-ЗРК, имеет ряд преимуществ в сравнении с процедурой, предусмотренной ЗК РФ:
- сжатые сроки установления публичного сервитута независимо от целей его установления (20 дней по Закону N 74-ЗРК по сравнению с 45 днями в соответствии со статьей 39.43 ЗК РФ);
- отсутствие необходимости проведения мероприятий по выявлению правообладателей земельных участков, на которые планируется установление публичного сервитута (Законом N 74-ЗРК не требуется проведение органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения об установлении публичного сервитута, процедуры выявления правообладателей земельных участков, в сравнении со статьей 39.42 ЗК РФ, которой определен порядок выявления правообладателей земельных участков, на которые планируется установление публичного сервитута);
- Законом N 74-ЗРК в сравнении с ЗК РФ предусмотрена возможность обладателя публичного сервитута приступить к использованию земельного, участка для целей, в соответствии с которыми он был установлен, если в течение одного месяца со дня принятия решения об установлении публичного сервитута соглашение не подписано правообладателем обслуживающего земельного участка вследствие его отсутствия по адресам его места жительства или нахождения юридического лица либо вследствие его отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем публичного сервитута;
- Законом N 74-ЗРК в сравнении со статьёй 39.37 ЗК РФ не определен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута;
- Законом N 74-ЗРК в сравнении со статьей 39.38 ЗК РФ четко не разграничены случаи установления сервитута тем или иным исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.
- положениями Закона Республики Крым N 74-ЗРК в сравнении со статьей 39.40 ЗК РФ предусмотрено, что любое заинтересованное лицо вправе подать заявление об установлении публичного сервитута.
Таким образом, применение Закона N 74-ЗРК позволяет в упрощенном порядке в сжатые сроки устанавливать публичные сервитуты для размещения инженерных сооружений государственного и местного значения на территории Республики Крым, в том числе позволяет реализовать мероприятия государственной программы в установленные сроки.
Благодаря процедуре, предусмотренной Законом N 74-ЗРК, на территории Республики Крым установлены публичные сервитуты для строительства и реконструкции инженерных сооружений в отношении таких социально значимых для Республики Крым объектов, предусмотренных Государственной программой, как электросетевой энергомост Российская Федерации - полуостров Крым, магистральный газопровод Краснодарский край-Крым, высоковольтная линия 330 кВ Западно-Крымская - Севастополь, Международный детский центр "Артек", система водоподачи в восточной части Крымского полуострова (Строительство водовода от Бештерек-Зуйского водозабора до НС Белая г. Симферополь, Строительство Бештерек-Зуйского водозабора, тракт водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал, тракт водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи, Строительство очистных сооружений с системой разводящих коллекторов (в т.ч. канализационных сетей), пгт. Коктебель, Республика Крым, Строительство транзита 110 кВ Севастопольская - Ялта - Лучистое в двухцепном исполнении и иные объекты.
7. Оформление гражданами прав на земельные участки с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года (статья 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015):
В настоящее время на территории Республики Крым вопросы оформления самовольных построек и земельных участков под ними не завершены. С учетом анализа сведений, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований, в их уполномоченные органы поступило 3039 заявлений о предоставлении земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, по результатам рассмотрения которых выдано 1576 заключений о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - заключение), принято 846 решений об отказе в выдаче заключения, принято 1293 решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлено 1195 земельных участков, из них: в собственность бесплатно - 209, в собственность за плату - 69, в аренду - 917. Таким образом, свыше 500 заявлений находится на тех или иных стадиях рассмотрения.
Длительность рассмотрения заявлений обусловлена необходимостью внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, проведением кадастровых работ, корректировкой границ земельных участков в связи с наложением земельных участков на границы иных земельных участков.
8. Особенности предоставления имущества и земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности (статья 22.1 Закона N 66-ЗРК/2015, статья 12 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым").
В настоящее время в Республике Крым заключено 442 инвестиционных соглашения, из которых на сегодняшний день реализуется 255. Наиболее крупные и успешно развивающиеся проекты:
- Крупнейший проект комплексного освоения территории строительство жилого микрорайона "Жигулина Роща" в Симферопольском районе;
- в городе Евпатория создана футбольная инфраструктура, позволяющая проводить спортивно-массовые и культурные мероприятия самого высокого уровня - многофункциональный спортивный комплекс "Арена-Крым";
- в Красногвардейском районе организован полный цикл производства - от выращивания фруктов до их хранения (в рамках инвестиционного проекта построено современное фруктохранилище с холодильниками на 15000 тонн, что позволяет сохранить яблоки без потери качества, практически с момента уборки до нового урожая);
- на южном берегу Крыма создан единственный в России Центр винного туризма. Он расположился на территории около 21,5 га, на которых собственные виноградники и фруктовый сад, винодельня, банк вина и дегустационные залы в обзорной башне.
Наибольшее предпочтение инвесторы отдают таким отраслям как жилищное строительство, курорты и туризм, а также сельское хозяйство.
По 255 инвестиционным проектам запланированный объём инвестиций 511,5 млрд рублей. На основании указанных норм заключено 819 договоров аренды земельных участков.
Кроме того, заключено 52 договора аренды имущества, общая сумма поступлений в бюджет за счет арендных платежей за период с 2015-2023 годы составила порядка 953 млн. рублей.
9. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным организациям в области виноградарства и виноделия для ведения сельскохозяйственного производства (статья 22.1 Закона N 66-ЗРК/2015).
Необходимость в дальнейшем применении обусловлена обеспечением поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Крым путем предоставления указанным организациям в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, повышением эффективности вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот.
10. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов гаражным кооперативам (статьи 22.1, 22.3 Закона N 66-ЗРК/2015).
Указанный правовой механизм успешно реализуется на территории республики и позволил гаражным кооперативам оформить права на земельные участки, в границах которых они расположены, в том числе при отсутствии у гаражных кооперативов каких-либо документов, подтверждающих предоставление или выделение иным способом гаражному кооперативу земельных участков для размещения гаражей.
На момент принятия указанной нормы на территории Республики Крым по результатам проведенной инвентаризации выявлено порядка 380 гаражных кооперативов.
Из них наибольшее количество гаражных кооперативов расположено на территории таких муниципальных образований Республики Крым, как городские округа Симферополь - 106 гаражных кооперативов, Феодосия - 48 гаражных кооперативов, Керчь - 52 гаражных кооператива, Ялта - 55 гаражных кооперативов.
При этом наименьшее их количество - на территории таких муниципальных образований, как Бахчисарайский район (1), Нижнегорский район (2), Советский район (3), в то время как на территории Первомайского района гаражные кооперативы отсутствуют.
В настоящее время по указанной процедуре органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым предоставлены земельные участки в аренду без проведения торгов порядка 170 гаражным кооперативам.
Заключение договоров аренды земельных участков с гаражными кооперативами создает положительные предпосылки для развития муниципальных образований, основным из которых является поступление в местные бюджеты денежных средств за счет платежей, полученных от сдачи в аренду земельных участков.
Кроме того, в случае если гаражному кооперативу предоставлен земельный участок в аренду без проведения торгов на основании договора аренды земельного участка по процедуре, предусмотренной статьёй 22.3 Закона N 66-ЗРК/2015, то гражданин, который возвел гараж в границах земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, вправе оформить права на гараж и земельный участок под ним с учетом положений Федерального закона N 79-ФЗ.
Таким образом, применение указанного правового механизма позволит упростить процедуру предоставления земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданину, использующему гараж, который расположен в границах земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, с учетом положений Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с тем, что у указанных граждан не будет необходимости доказывать факт предоставления или выделения им земельного участка, расположенного в границах земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу для размещения гаража.
11. Оформление прав на земельные участки гражданами Российской Федерации, включенными в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (статьи 22.2, 23 Закона N 66-ЗРК).
На территории соответствующих муниципальных образований Республики Крым поставлено в очередь 5250 граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
В настоящее время предоставлено 4018 земельных участков, из них на территории села Мирное Симферопольского района - 3526 земельных участка, на территории села Камышинка Симферопольского района - 492 земельных участка.
Таким образом, право на предоставление земельных участков не реализовано 1234 гражданами, из них в г. Ялте - 577, г. Судаке - 512, г. Симферополе, Симферопольском районе - 145.
В настоящее время запланировано предоставление земельных участков 386 гражданам на территории села Равнополье Симферопольского района.
В связи с отсутствием необходимого количества свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Крым, и осуществлению мероприятий по их образованию, процесс предоставления таких земельных участков указанным гражданам имеет тенденцию быть длительным.
Учитывая изложенное, существует необходимость применения указанной нормы до момента предоставления земельных участков гражданам, состоящим в Реестре, в полном объеме.
12. Оформление прав на земельные участки садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами и их членами (Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 320-3PK/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым", статья 20 Закона N 66-ЗРК/2015).
В результате проведенной работы установлено, что на территории Республики Крым являются учтенными территории 875 садоводческих некоммерческих товариществ (далее - СНТ).
Также выявлено 150 СНТ, территории которых не оформляются по различным причинам (ликвидация юридического лица, территории брошены и дальнейшее развитие такой территории для ведения садоводства отсутствует, на используемую территорию было составлено 2 акта учета и прочее).
Следует отметить, что есть и СНТ, члены которых полностью оформили свои земельные участки в собственность до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В результате обследований рабочими группами по учету СНТ, приняты решения о неиспользовании актов учета объектов земельных отношений в отношении 150 СНТ.
В этой связи следует особо отметить, что наибольшее количество СНТ учтено на территории таких муниципальных образований, как Симферопольский район (299), городской округ Симферополь (91), городской округ Феодосия (86), Сакский район (48), Ленинский район (46), городской округ Керчь (52).
При этом, наименьшее количество - на территории таких муниципальных образований, как Раздольненский (2), Нижнегорский (3), Красногвардейский (3), Кировский (3) районы, а также городские округа Армянск (3) и Красноперекопск (4).
В настоящее время указанными СНТ осуществляются мероприятия, связанные с оформлением земельных участков по установленным правовым процедурам, которые находятся на тех или иных этапах оформления.
Из 725 СНТ, территории которых подлежат оформлению в соответствии с требованиями действующего на территории Республики Крым законодательства, оформление земельных участков завершается в 483 СНТ (утверждены проекты межевания территорий), 241 СНТ находятся в стадии оформления садоводческих территорий, из которых 173 СНТ завершают их оформление (проекты межевания территории на стадии разработки или проходят процедуру согласования с ресурсоснабжающими организациями с целью последующего утверждения органами местного самоуправления).
Также среди проблем, возникающих при оформлении земельных участков СНТ и их членами следует отметить:
- несоответствие земельных участков, о предоставлении которых подано заявление, документам территориального планирования и градостроительного зонирования;
- необходимость корректировки границ земельного участка (в связи с наложением земельного участка на земли лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, водных объектов и иное).
- длительность процесса разработки проекта межевания территории, которая обусловлена необходимостью корректировки границ земельных участков, ранее предоставленных в собственность или аренду гражданам-членам СНТ;
Сложности возникают и с проведением кадастровых работ, которые, в том числе, зависят от финансовых возможностей СНТ и не всегда удовлетворительное качество работ кадастровых инженеров.
При этом оформление прав на земельные участки гражданами-членами СНТ напрямую зависит от состояния оформления прав на земельные участки садоводческими некоммерческими товариществами, членами которых они являются.
В качестве примера можно выделить тот факт, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в настоящее время гражданам-членам СНТ уже предоставлено 21589 земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, общей площадью 1239,84 га в собственность бесплатно.
Учитывая вышеизложенное, существует обоснованная необходимость в продлении срока, предусмотренного частью 1.1 стать 12.1 Федерального конституционного закона для обеспечения завершения процессов, начатых в республике в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами республики по оформлению государственного и муниципального имущества, а также завершению оформления прав на имущество гражданами и юридическим лицами, а также для реализации мероприятий государственной программы на территории Республики Крым в сжатые сроки.
По пункту 2 предлагаемых изменений.
В действующей редакции части 1.5 статьи 12.1 Федерального конституционного закона предусмотрено до 1 января 2025 года действие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений по выявлению и сносу объектов капитального строительства, возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе если разрешенное использование земельных участков, на которых возведены или созданы объекты капитального строительства, не допускает строительства на этих участках объектов капитального строительства, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На территории Республики Крым особенности в сфере градостроительства регулируются Законом Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республики Крым" (далее - Закон N 67-ЗРК/2015).
Необходимость продления срока действия указанных особенностей обусловлена необходимостью оптимизации работы органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанном направлении, выработки единого механизма по сносу либо приведению в соответствие с действующим законодательством объектов капитального строительства, возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе объектов незавершенного строительства и позволит внести соответствующие изменения в Закон N 67-ЗРК/2015.
Так, в рамках исполнения поручения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко от 06 сентября 2023 года N 1-05/170 по вопросу проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства на территории Республики Крым на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведена большая работа по актуализации соответствующей информации в отношении объектов незавершенного строительства.
По состоянию на 29 января 2024 года выявлены 136 объектов незавершенного строительства. Из них построено с нарушением градостроительного законодательства и подлежит сносу около 80 объектов капитального строительства.
Аналогичная работа запланирована в 2024 году на территории всех муниципальных образований Республики Крым.
Завершение указанных мероприятий повлечет необходимость принятия решений в отношении таких объектов, в том числе принятие решений о сносе либо сохранении таких объектов, вовлечении их в комплексное развитие территории, реализацию на торгах в соответствии с действующим законодательством.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.