Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95096-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 6 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4112-р, в целях гармонизации правового регулирования в сфере оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
1. Понятие государственная (муниципальная) услуга определено статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) внесены изменения, предусматривающие исключение термина "государственная услуга", при этом вопросы организации финансового обеспечения деятельности в сфере образования отнесены к предмету регулирования Бюджетного кодекса.
В целях гармонизации изменений, внесенных в Федеральный закон N 273-ФЗ, и положений бюджетного законодательства Российской Федерации законопроектом уточняется понятие государственная (муниципальная) услуга в социальной сфере, используемое для целей Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ. "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ).
2. Для обеспечения использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение таких услуг (далее - социальный сертификат) законопроектом предусматриваются положения, устанавливающие право потребителя услуг использовать ЕПГУ при выборе исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг), а также при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителем услуг.
Кроме того, для обеспечения единообразия правового регулирования законопроектом предлагается установить возможность использования усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, либо простой электронной подписи физического лица при использовании ЕПГУ в рамках осуществления выбора исполнителя услуг и обращения с заявлениями в уполномоченный орган.
3. Федеральный закон N 189-ФЗ вступает в силу в отдельных субъектах Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2579-р, с 1 сентября 2020 г. и действует до 1 января 2025 г. (часть 1 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ).
Для обеспечения последовательного и планомерного внедрения положений Федерального закона N 189-ФЗ начиная с 1 января 2025 г. на территории Российской Федерации законопроектом предусматриваются положения, в соответствии с которыми актами, регулирующими порядки формирования государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ), определяются перечни государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ. При этом информация о таких перечнях размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единый портал бюджетной системы).
4. Федеральным законом N 189-ФЗ предусмотрены два способа конкурентного отбора исполнителей услуг: отбор обозначенным в социальном сертификате потребителем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере либо его законным представителем исполнителя (исполнителей) услуг из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату и конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - конкурс) (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ).
Перечень государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, по которым исполнителей планируется определять путем отбора исполнителей услуг, определяется решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, указанными в части 3 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ (пункты 3 и 4 общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1678).
Однако законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность использования иных способов отбора исполнителей услуг (например, в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями может осуществляться путем предоставления субсидий либо проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Указанные нормы создают правовую неопределенность в части возможности применения способов отбора, не предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ, в отношении услуг по которым решение об использовании социального сертификата или конкурса не принято.
Законопроектом предлагается в период апробации (до 1 января 2025 г.) предусмотреть возможность использования способов отбора исполнителей услуг, не предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ, а также обеспечить публикацию данных о государственных гарантиях реализации прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых не применяются способы отбора исполнителей услуг, предусмотренные Федеральным законом N 189-ФЗ.
5. Законопроектом предусматриваются изменения, позволяющие предоставить преимущества участникам конкурса на право заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, являющимся не только стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения (далее соответственно - соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП, концессионное соглашение), но и лицом, привлеченным стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения в целях исполнения его обязательств по такому соглашению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также обеспечить возможность заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере с использованием объектов в рамках соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП или концессионного соглашения на срок, соответствующий сроку действия таких соглашений.
В рамках законодательства Российской Федерации предусмотрены положения, определяющие возможность привлечения инвесторами третьих лиц - профессиональных операторов для осуществления деятельности с использованием объектов спортивной инфраструктуры, являющихся объектом соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП или концессионного соглашения:
частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено право передачи с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению, а также право исполнения концессионного соглашения концессионером с привлечением других лиц;
частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при допущении условиями соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП предусмотрено право исполнения частным партнером своих обязательств по соглашению с привлечением третьих лиц.
Реализация законопроекта позволит создать дополнительные стимулы для участия инвесторов, реализующих проекты с использованием инструментов в рамках соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП, концессионного соглашения, в оказании государственных (муниципальных) услуг в рамках государственного (муниципального) социального заказа. Также законопроектом обеспечивается синхронизация сроков действия перечисленных механизмов с соглашением об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан".
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Цель: Федеральным законом предусматривается внесение в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" изменений, позволяющих предоставить преимущества участникам конкурса на право заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, являющимся не только стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения (далее соответственно - соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП), но и лицом, привлеченным стороной соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП или концессионного соглашения в целях исполнения его обязательств по такому соглашению в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или Федеральным законом "О концессионных соглашениях", а также обеспечить возможность заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере с использованием объектов в рамках соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП или концессионного соглашения на срок, соответствующий сроку действия таких соглашений.
В то же время в соответствии с действующими положениями пункта 3 статьи 78.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации соглашения, предусмотренные указанной статьей, заключаются на срок оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, указанный в государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 78.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации", разработанным Минфином России, предусматривается дополнение статьи 78.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации условием, что Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" могут быть предусмотрены иные сроки заключения соглашений, предусмотренных в статье 78.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
Цель: приведение в соответствие с положениями Федерального закона в части дополнительного указания в государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный частью 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории указанных субъектов Российской Федерации, сведений о распределяемом способами отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, не предусмотренными Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", объеме оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
от 15 октября 2020 г. N 1694 "Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
от 19 ноября 2020 г. N 1891 "О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении".
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между уполномоченным органом, утверждающим государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и исполнителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Соисполнители: Минтруд России, Минздрав России, Минспорт России, Минэкономразвития России, Минпросвещения России, Минобрнауки России.
Срок подготовки: в течение двух месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.