Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 594955-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и введение уведомительного порядка осуществления деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - деятельность по трудоустройству за границей моряков).
Российской Федерацией ратифицирована Конвенция 2006 года о труде и морском судоходстве (далее - Конвенция), положения которой предусматривают регулирование ратифицировавшими ее странами деятельности организаций, осуществляющих трудоустройство за границей моряков. В связи с этим предлагается сохранить контроль за деятельностью по трудоустройству граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства.
Конвенция допускает различные формы регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков (систему лицензирования или сертификации либо иную форму регулирования), если трудоустройство за границей моряков осуществляется частными службами подбора и трудоустройства моряков.
Законопроектом предлагается ввести уведомительный порядок осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков, что позволит снизить административную нагрузку на организации, занимающиеся указанной деятельностью, и оптимизировать данную деятельность на территории Российской Федерации. При этом уведомления о начале осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков предлагается направлять в Роструд.
На морском судне действует законодательство того государства, под флагом которого оно плавает, и в случае нештатных ситуаций на борту во время рейса необходимо принимать во внимание законодательство государства, в порт которого будет заходить судно для ее разрешения. Следовательно, при трудоустройстве на иностранное судно моряк находится в достаточно уязвимом положении с точки зрения защиты его трудовых прав и обеспечения его безопасности.
В связи с этим в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по трудоустройству за границей моряков, законопроектом предлагается предусмотреть требования, приведенные в соответствие с Конвенцией (пункт 5 Стандарта А1.4 "Подбор и трудоустройство"). Осуществлять оценку соблюдения юридическими лицами требований предлагается в рамках проводимого Рострудом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Роструда.
Законопроектом предусматриваются переходные положения, согласно которым, юридические лица, у которых имеются действующие лицензии на оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, дающие право на оказание услуг по трудоустройству за границей граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, считаются направившими уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" определен срок вступления в силу законопроекта - 1 марта 2025 г.
Принимая во внимание то, что законопроектом лицензионный порядок осуществления деятельности по трудоустройству российских граждан на суда, плавающие под иностранным флагом, заменяется на уведомительный порядок, принятие законопроекта не повлечет дополнительной нагрузки (ограничений) на организации, осуществляющие данный вид деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, Конвенции, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращения доходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с необходимостью приведения его в соответствие с Федеральным законом.
Срок разработки - одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Минтруд России, соисполнители Минэкономразвития России, МВД России и Роструд.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует издание:
1) Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699".
Разработка проекта указа обусловлена прекращением лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которое осуществляется МВД России.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: МВД России.
2) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
Разработка проекта постановления обусловлена включением в Положение о Федеральной службе по труду и занятости нового полномочия Роструда по приему уведомлений от российских юридических лиц о начале осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - деятельность по трудоустройству моряков).
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России, соисполнитель - Роструд.
3) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Разработка проекта постановления обусловлена необходимостью определения порядка направления юридическими лицами уведомлений о начале осуществления деятельности по трудоустройству моряков.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России, соисполнители Минэкономразвития России и Роструд.
4) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Разработка проекта постановления обусловлена прекращением лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: МВД России.
5) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Разработка проекта постановления обусловлена необходимостью включения оценки соблюдения российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству моряков, требований, установленных законодательством Российской Федерации, в предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России, соисполнитель - Роструд;
6) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 г. N 463 "О применении на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности".
Разработка проекта постановления обусловлена прекращением лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России, соисполнители - Минэкономразвития России, МВД России и Роструд.
7) приказа МВД России "О признании утратившим силу приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 713 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации".
Разработка проекта приказа обусловлена прекращением лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Срок разработки - 4 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: МВД России.
8) приказа МВД России "О признании утратившим силу приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 января 2022 г. N 65 "Об утверждении индикативных показателей федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации".
Разработка проекта приказа обусловлена прекращением лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Срок разработки - 4 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: МВД России.
9) приказа МВД России "О признании утратившим силу приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 января 2022 г. N 84 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному лицензионному контролю (надзору) за деятельностью по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации".
Разработка проекта приказа обусловлена прекращением лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Срок разработки - 4 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: МВД России.
10) приказа МВД России "О признании утратившим силу приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 ноября 2023 г. N 861 "Об утверждении временных обязательных требований при осуществлении деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и перечня их грубых нарушений".
Разработка проекта приказа обусловлена прекращением лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Срок разработки - 4 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: МВД России.
11) приказа Роструда "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 31 декабря 2020 г. N 265 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью включения оценки соблюдения российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству моряков, требований, установленных законодательством Российской Федерации, в предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Срок разработки 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Роструд.
12) приказа Минтруда России "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 838н "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью включения оценки соблюдения российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству моряков, требований, установленных законодательством Российской Федерации, в предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минтруд России, соисполнитель - Роструд.
13) приказа Роструда "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. N 20 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью включения оценки соблюдения российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству моряков, требований, установленных законодательством Российской Федерации, в предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Срок разработки - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Роструд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.