Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности осуществления контрольной деятельности за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в связи с чем проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Законопроект предусматривает приведение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в соответствие с действующими положениями законодательства Российской Федерации.
В частности, законопроектом положения Кодекса приводятся в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), касающимися административных правонарушений, совершенных при планировании закупок и определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления для их размещения в государственных реестрах, а также при заключении, исполнении, изменении и расторжении контрактов.
Учитывая изменившиеся положения Закона N 44-ФЗ в настоящее время воздействие на противоправное поведение имеющимися средствами затруднительно или невозможно в полной мере, например:
положения части 4.2 статьи 7.30 Кодекса в настоящее время не могут быть применены при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с исключением при их проведении документации о закупке. При этом в отношении извещения об осуществлении закупки, которое формируется вместо документации о закупки, соответствующий состав административного правонарушения Кодексом не предусмотрен;
положения статьи 7.31.1 Кодекса в части нарушений оператором электронной площадки порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах не учитывают, что такие операции в настоящее время осуществляются банком (а не оператором электронной площадки), в отношении всех открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (а не только при проведении электронного аукциона).
Законопроект также содержит изменения, касающиеся нарушений порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа, порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, порядка проведения торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством, а также нарушений оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки указанных установленных порядков.
В целях комплексного совершенствования соответствующих положений Кодекса по вышеуказанным вопросам проектируемыми изменениями предусматривается оптимизация их структуры, включающая в том числе сокращение количества соответствующих статей Кодекса и их последовательное изложение в главе 7 Кодекса.
В целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, а также обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях законопроектом предусматривается возможность назначения административного наказания в виде предупреждения за отдельные правонарушения.
Законопроектом предусмотрен особый срок вступления в силу проектируемых изменений - с 1 июля 2024 г. в целях обеспечения подготовки участников соответствующих правоотношений к применению его положений.
В Законопроекте отсутствуют положения, устанавливающие, изменяющие или отменяющие требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Дополнительно следует отметить, что отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере государственного оборонного заказа, в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункты 2 и 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц, контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства (пункты 15 и 16 части 4, пункт 15 части 5 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
N п/п |
Наименование акта |
Обоснование необходимости подготовки акта |
Примерный срок подготовки акта |
Краткое описание акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
Ответственные исполнители - федеральные органы исполнительной власти |
1. |
Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" |
В настоящее время установлена уголовная ответственность лиц, подвергнутых административному наказанию за деяния, предусмотренные частями 1, 2 статьи 7.29.2, частями 1, 2, 2.1 статьи 14.55 КоАП, и совершивших действия, содержащие уголовно наказуемые деяния, предусмотренные статьями 201.2, 201.3, 285.5 и 285.6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что Законопроект устанавливает административную ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП, в положениях частей 3, 4, 7 и 8 статьи 7.30.3 КоАП, требуется приведение вышеуказанных положений Уголовного Кодекса Российской Федерации в соответствие с Законопроектом. |
Одновременно с принятием Федерального закона" О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" |
Приведение положений статей 201.2, 201.3, 285.5 и 285.6 Уголовного кодекса Российской Федерации в соответствие с изменениями, предусмотренными Законопроектом (в части замены ссылок на положения частей 1, 2 статьи 7.29.2, частей 1, 2, 2.1 статьи 14.55 КоАП на положения частей 3, 4, 7 и 8 статьи 7.30.3 КоАП) |
Минфин России ФАС России при участии Следственного комитета Российской Федерации (учитывая положения подпункта"а" пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
N п/п |
Наименование акта |
Обоснование необходимости подготовки акта |
Примерный срок подготовки акта |
Краткое описание акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
Ответственные исполнители - федеральные органы исполнительной власти |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 "О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа" |
По информации ФАС России (письмо от 10 января 2023 г. N ПИ/225/23) принятие Законопроекта потребует внесения изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации, содержащее информацию ограниченного доступа |
1 июля 2024 г. |
Приведение положений постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 "О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа" в соответствие с изменениями, предусмотренными Законопроектом |
ФАС России Минобороны России Минфин России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.