Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 596414-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2023 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина С.А. Борисова" (далее соответственно - Постановление Конституционного Суда N 48-П, Федеральный закон N 228-ФЗ).
Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется путем предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилого помещения посредством государственного жилищного сертификата, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее соответственно - жилищная субсидия, Федеральный закон N 125-ФЗ).
Федеральным Законом N 125-ФЗ определены правовые условия, соблюдение которых является необходимым основанием для возникновения и реализации гражданином права на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Федеральный закон N 228-ФЗ уточнил требования и условия приобретения гражданами права на получение жилищной субсидии, в том числе обязательное неполучение гражданами земельных участков для строительства жилого дома.
При этом, согласно статье 2 Федерального закона N 228-ФЗ новая норма была распространена на очередников, которые уже состояли на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии, в части подтверждения их права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона N 125-ФЗ.
По информации субъектов Российской Федерации новые требования по данному вопросу коснулись 12 очередников, которые были сняты с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, что стало причиной обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда N 48-П часть 1 статьи 2 Закона N 228-ФЗ признана не соответствующей статьям 7, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы рассматривается как основание для снятия с учета имеющих право на получение жилищной субсидии тех лиц, которые состояли на таком учете до вступления в силу оспариваемого законоположения и которым и (или) членам их семей в этот период в качестве меры государственной поддержки был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, при том что они не возвели на нем строение, отвечающее нормативным признакам жилого дома и с учетом которого обеспечивалась бы общая площадь жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Конституционного N 48-П законопроектом предусматривается восстановление прав граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ (далее - учет), которые состояли на учете до вступления в силу Федерального закона N 228-ФЗ и были сняты с учета в связи с приданием обратной силы статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ в редакции Федерального закона N 228-ФЗ в случае представления им и (или) членам их семей в указанный период в качестве меры государственной поддержки земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Реализация законопроекта будет способствовать достижению цели государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по повышению доступности жилья для граждан.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесение изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.