Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается ввести ответственность за повторное совершение административного правонарушения в виде продажи несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов или устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Законом установлен запрет на потребление несовершеннолетними табака, никотинсодержащей продукции, использование ими кальянов или устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Продажа несовершеннолетним такой продукции также запрещена. Закон определяет, что продавец обязан отказать покупателю в продаже, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен (статья 20 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции").
Необходимо отметить совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья граждан, обусловленного развитием применяемых при производстве табачной продукции технологий (изменением характеристик табачных изделий и их форм).
Так, Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 28 апреля 2023 года к никотинсодержащей продукции отнесена и безникотиновая жидкость, которая предназначена для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина. Уже неоднократно отмечалось, что рост популярности использования электронных курительных изделий и кальянов среди детей стимулирует потребление табака, популяризирует курение, вырабатывая у молодежи соответствующие поведенческие привычки.
Ответственность за нарушение данного запрета установлена частью 3 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако закон не предусматривает возможность усиления мер ответственности за повторное нарушение установленных запретов.
Между тем наличие запретов на продажу несовершеннолетним табака и никотинсодержащей продукции является важной мерой защиты прав и законных интересов населения, как в отношении сферы здравоохранения, так и применительно к защите прав детей, не достигших 18 лет, которые в силу своего возраста требуют повышенного внимания со стороны государства в защите своих прав.
В этой связи законопроектом предлагается установить за повторную продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, на должностных лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а на юридических лиц - от шестисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Кроме того, законопроектом предусматривается административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц в качестве меры ответственности.
Административное приостановление деятельности предполагает временное прекращение деятельности лица, а также эксплуатации зданий или сооружений, прекращение осуществления отдельных видов деятельности и оказания услуг. Такая мера ответственности уже установлена применительно к угрозе жизни или здоровью людей, при совершении административного правонарушения, посягающего на здоровье населения и общественную нравственность. Распространяется оно и нарушения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вводимые законопроектом изменения окажут положительное влияние на предупреждение и пресечение правонарушений в области продажи несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительные средства из федерального бюджета, будет осуществляться в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти и ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на их содержание и выполнение установленных функций.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.