Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 598606-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С принятием Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации") в состав квалификационных коллегий судей введены представители общественности, призванные осуществлять общественный (гражданский) контроль за деятельностью судебной власти, обеспечивать прозрачность процедуры формирования судейского корпуса и способствовать повышению авторитета судебной власти в гражданском обществе.
Правовой статус представителей общественности в квалификационных коллегиях судей определен задачами деятельности квалификационных коллегий судей как органов судейского сообщества.
Представители общественности совместно с иными членами квалификационной коллегии судей принимают участие в решении задач, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", обеспечивая содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защиту прав и законных интересов судей, принимая непосредственное участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, способствуя утверждению авторитета судебной власти и обеспечению выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Специфика деятельности квалификационных коллегий судей предполагает их полную независимость от влияния других органов и должностных лиц и беспристрастность в принятии решений.
Особая роль представителей общественности как членов квалификационных коллегий судей обуславливает наличие высоких требований к кандидатам при решении вопроса об их назначении представителями общественности.
Учитывая задачи, стоящие перед квалификационными коллегиями судей в соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", законопроектом предлагается установить ограничение для представителей общественности в квалификационных коллегиях судей в части наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Необходимость указанного ограничения продиктована тем, что квалификационные коллегии судей являются органами судейского сообщества, обеспечивающими реализацию законодательства о статусе судей в Российской Федерации.
Кроме того, необходимо принять во внимание установленные Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" ограничения, связанные со статусом иностранного агента.
На основании части 1 статьи 11 данного Федерального закона физическое лицо, включенное в реестр иностранных агентов, не может быть назначено в том числе на должности в органах публичной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 11 указанного Федерального закона иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.
Установление предлагаемого законопроектом ограничения, а также предусмотренные законодательством ограничения, связанные со статусом иностранного агента, предполагают необходимость расширения оснований досрочного прекращения полномочий члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности в случае выявления наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, либо факта приобретения им статуса иностранного агента.
Одним из требований Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" к представителям общественности в квалификационных коллегиях судей является исключение при осуществлении членом квалификационной коллегии судей полномочий, а также во внеслужебных отношениях всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.
Вместе с тем указанный Федеральный закон не предусматривает механизм действий в случае невыполнения представителем общественности в квалификационной коллегии судей указанного требования.
Таким образом, законопроектом предлагается включить невыполнение указанного требования в перечень оснований досрочного прекращения полномочий члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности.
Изменения в части назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации законодательным органом субъекта Российской Федерации обусловлены необходимостью приведения указанной нормы в соответствие со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.