Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 598922-8 "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации об укреплении технологического суверенитета Российской Федерации (Пр-144, п. 1 а-2) и об увеличении объема инвестиций в акционерный капитал, в быстрорастущие высокотехнологичные компании (Пр-144, п. 1 6-5), данные по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 15 декабря 2022 года и предусматривает введение мер налогового стимулирования организаций, осуществляющих инвестирование в высокотехнологичный, инновационный сектор экономики Российской Федерации, в создание и развитие высокотехнологичных (быстрорастущих) российских компаний (стартапов, малых технологических компаний) в приоритетных направлениях инновационного и технологического развития страны.
Законопроектом предлагается предоставить право на применение инвестиционного налогового вычета для организаций при осуществлении ими венчурных и(или) прямых инвестиций в инновационные проекты и(или) инновационную деятельность посредством участия в договорах инвестиционного товарищества (далее - ДИТ).
Законопроектом предусмотрены следующие требования к указанным договорам для целей получения инвестиционного налогового вычета:
- договоры должны быть заключены сроком не менее пяти лет, без права досрочного прекращения, уступки прав или выдела доли по договору (абзац четвертый пункт 12 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта);
- информация о договоре должна быть включена в региональный реестр инвестиционных товариществ для осуществления прямых и(или) венчурных инвестиций, порядок формирования и ведения которого устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (подпункт 10 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта);
- в рамках договора должны осуществляться венчурные и(или) прямые инвестиции в инновационные проекты и(или) инновационную деятельность, реализуемые малыми технологическими компаниями. При этом, категории (виды) указанных инновационных проектов и инновационной деятельности, иные требования к договору устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (подпункт 10 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта).
В рамках контроля за целевым направлением средств инвестиций, в связи с осуществлением которых было получено право на налоговый вычет, законопроект предусматривает, что ДИТ исключается из регионального реестра инвестиционных товариществ в случае, если инвестиции в инновационные проекты и(или) инновационную деятельность не осуществлены или осуществлены не в полном объеме в малые технологические компании (абзац 2 подпункт 10 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта).
Кроме того, в случае несоблюдения требований к критериям и условиям ДИТ, расторжения или прекращения ДИТ до истечения 5 лет с момента заключения, исключения ДИТ из регионального реестра инвестиционных товариществ сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пени (абзац 4 пункт 12 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта).
Также в законопроект включены положения, предусматривающие невозможность повторного учета суммы вклада по договорам инвестиционного товарищества, по которым налогоплательщиком был получен инвестиционный налоговый вычет, в качестве расходов, учитываемых при определении налоговой базы участниками договоров инвестиционных товариществ (абзац 4 пункта 10 статьи 278.1, абзац 6 пункта 7 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта).
Принятие законопроекта обеспечит получение организациями налоговых стимулов для осуществления венчурных инвестиций, будет способствовать созданию региональных венчурных фондов, увеличению притока таких инвестиций в малые технологические компании, реализующие инновационные проекты и (или) осуществляющие инновационную деятельность, необходимые для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и поддержки инновационной деятельности, позволит уменьшить размер прямых государственных субсидий и компенсаций, направляемых на реализацию инновационных проектов и(или) инновационной деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензии и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" может привести к сокращению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Произвести оценку сокращения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации не представляется возможным, учитывая, что право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного проектируемым подпунктом 10 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия подзаконных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.