Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 600552-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) разработан в целях совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых гражданам, принимающим участие в специальной военной операции.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) положения пунктов 7 и 8 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) в части запрета должнику лично открывать банковские счета в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, а также в части привлечения кредитных организаций к ответственности за совершение операций по распоряжению гражданина, в отношении которого введена процедура реализации имущества, либо по выданной им лично доверенности по договору банковского счета не применяются к случаям открытия военнослужащим банковских счетов для зачисления денежных выплат, осуществляемых военнослужащим в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнением задач за пределами территории Российской Федерации, и совершения операций по таким счетам.
Вместе с тем снятие ограничений, установленных в отношении открытия гражданином, признанным банкротом, банковских счетов для зачисления денежных выплат, осуществляемых в связи с участием в боевых действиях, и совершения операций по таким счетам, не препятствует последующему взысканию указанных денежных выплат в пользу кредиторов в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ.
Кроме того, финансовые управляющие в рамках установленных полномочий имеют возможность распоряжаться денежными средствами граждан, включенными в конкурсную массу, блокировать операции с банковскими картами, используемыми для совершения операций по банковским счетам должников, открытым для зачисления денежных выплат, а также закрывать указанные счета.
Таким образом, граждане, проходящие процедуру реализации имущества в рамках банкротства и в настоящее время принимающие участие в специальной военной операции, фактически не имеют возможности воспользоваться денежными выплатами, полученными в связи с выполнением боевых задач в ходе специальной военной операции и защиты приграничных субъектов Российской Федерации.
Указанные выплаты включаются в конкурсную массу и реализуются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 127-ФЗ, в пользу кредиторов.
При этом в рамках исполнительного производства законодателем уже установлен механизм защиты денежных выплат, получаемых участниками специальной военной операции. Так, в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание входят денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации.
Представляется целесообразным предусмотреть схожий механизм в рамках процедуры банкротства, обеспечив защиту денежных выплат, осуществляемых гражданам в связи с их участием в боевых действиях, операциях, в том числе контртеррористических операциях, боевых заданиях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, выполнением задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации.
С учетом этого законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению перечня не подлежащих включению в конкурсную массу денежных выплат, осуществляемых гражданам в связи с их участием в боевых действиях, операциях, в том числе контртеррористических операциях, боевых заданиях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, выполнением задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что указанные денежные выплаты не будут подлежать включению в конкурсную массу полностью или в части по заявлению лица, которому указанные денежные выплаты предназначены, направляемому финансовому управляющему. В случае получения указанного заявления финансовый управляющий обязан не включать в конкурсную массу выплаты, предусмотренные абзацем третьим настоящей части, по видам, в размере, а также в течение периода, указанных в заявлении.
При этом запрет на включение в конкурсную массу указанных денежных выплат не будет действовать в отношении алиментных обязательств, а также обязательств о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Проектом федерального закона предусматривается обязанность финансового управляющего по передаче гражданину или совершеннолетнему члену семьи гражданина находящихся в его распоряжении денежных выплат, не подлежащих включению в конкурсную массу. Кроме того, исключаются полномочия финансовых управляющих в части закрытия счетов гражданина в кредитных организациях, открытых для зачисления указанных денежных выплат, а также в части распоряжения средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях в отношении указанных выплат.
Помимо этого, законопроектом исключается обязанность гражданина-должника по передаче банковских карт, используемых для совершения операций по банковским счетам, открытым для зачисления таких денежных выплат финансовому управляющему, а также исключается обязанность финансового управляющего по блокированию операций с банковскими картами, используемыми для совершения операций по банковским счетам гражданина, открытым для зачисления денежных выплат.
В целях обеспечения единообразного подхода к вопросам защиты денежных выплат, получаемых гражданами в связи с участием в боевых действиях, от взыскания в рамках процедуры банкротства или в рамках исполнительного производства законопроектом предлагается внести изменения в пункт 21 части 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", установив перечень денежных выплат, на которые не может быть наложено взыскание в рамках исполнительного производства, аналогичный тому, который предлагается применять в Федеральным законом N 127-ФЗ.
Кроме того, законопроектом предлагается внести корреспондирующие изменения в статью З.1 Федерального закона N 377-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется принятие:
постановления Правительства Российской Федерации, которым будут установлен перечень не подлежащих включению в конкурсную массу денежных выплат, осуществляемых гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, проходящим военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, гражданам, находящимся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также гражданам, заключившим контракт (имеющим иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в связи с участием указанных граждан в боевых действиях, операциях, в том числе контртеррористических операциях, боевых заданиях, выполнением задач за пределами территории Российской Федерации, задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации; приказа Министерства юстиции Российской Федерации, которым будет утвержден порядок расчета суммы денежных средств на счете, подлежащей включению в конкурсную массу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.