Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 600545-8 "О внесении изменений в статью 45.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях унификации правил благоустройства территории (далее - Правила), разрабатываемых муниципальными образованиями, и направлен на защиту интересов жителей таких образований, путем дополнения правил обязательным разделом о формах и способах участия жителей в процессе благоустройства территорий их проживания.
Текущая редакция абзаца 1 части 2 статьи 45.1. содержит открытую формулировку, предоставляя разработчикам Правил не включать в них разделы об участии жителей в процессах благоустройства территорий.
Например, в городах Федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в основных законах, регулирующих процессы благоустройства такие разделы имеют крайне размытые формулировки, фактически не предоставляющие жителям возможности прямого участия в процессе благоустройства:
Закон г. Москвы от 30.04.2014 N 18 (ред. от 02.11.2022) "О благоустройстве в городе Москве" в статье 26 упоминает о неком участии жителей очень в общий чертах и только в форме "общественного контроля", нормативная база Санкт-Петербурга в сфере благоустройства - Закон от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге", постановление правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербург и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" содержат нормы, устанавливающие всего три формы участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающей территории - самостоятельное благоустройство и участие в конкурсе на лучший проект, а также направление письменных предложений.
В то же самое время в Правилах благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород (в редакции решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.06.2019 N 110) участию жителей в благоустройстве посвящен целый раздел 15, где перечислены многочисленные формы участия граждан в благоустройстве.
Прямое участие жителей в процессах благоустройства прописано в Правилах благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска 24.06.2015 г. N 177/12-15-5.
Статья 3 Правил благоустройства городского округа Балашиха МО, утвержденных решением Советов депутатов ГО Балашиха МО 17.02.2021 г. N 11/08, устанавливает формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды. Более того, прямо предписывает, что мероприятия по комплексному благоустройству дворовых территорий подлежат обязательному обсуждению и согласованию с жителями и иными заинтересованными лицами.
Таким образом, отсутствует единообразие в определении форм и объема участия жителей в процессах благоустройства территорий муниципальных образований, что в свою очередь приводит к существованию дискриминационного подхода к обязательности процедуры сбора и учета мнений жителей одних муниципальных образований перед такой же процедурой в других муниципальных образованиях.
Благодаря текущей редакции федерального закона право принять решение урегулировать или проигнорировать вопрос нормативного закрепления участия граждан в благоустройстве необоснованно и в нарушении интересов неограниченного числа граждан предоставлено разработчикам правил благоустройства.
Отсутствие в федеральном законодательстве прямой нормы, предусматривающей обязанность муниципальных образований учитывать при выборе адресов и последующем проектировании благоустройства территории мнение жителей, противоречит задачам федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", порождает последующее недовольство процессом и результатам благоустроительных работ, накаляет атмосферу внутри муниципального образования и подрывает доверие к местной власти.
30.12.2020 г. Минстроем России был издан Приказ N 913/пр (ред. от 02.09.2022) "Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды", в полном объеме раскрывающим возможные формы участия жителей в процессах благоустройства территории их муниципального образования.
Однако указанный приказ носит рекомендательный характер и не является обязательным для муниципальных образований. Иное регулирование участие граждан в законодательстве отсутствует.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 45.1. Федерального закона N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязав органы муниципального образования нормативно определить формы участия жителей в конкретном муниципальном образовании в обустройстве территории и впоследствии руководствоваться обязательностью вовлечения граждан в жизнь города. Это позволит снизить расходы бюджетов на переделку результатов благоустройства по многочисленным жалобам недовольных жителей, повысит доверие жителей к власти, поможет сформировать устойчивую вовлеченность граждан в жизнь своего города, путем придания значимости мнению каждого из жителей и готовности власти к диалогу.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.