Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 603410-8 "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время практически во всех отраслях экономики, в том числе в оборонной промышленности, которая в период проведения специальной военной операции является приоритетной, наблюдается дефицит квалифицированной рабочей силы. В таких условиях без установления минимальных государственных гарантий вознаграждения за труд невозможно перейти к экономике высоких заработных плат, достойно оплачивать труд, воспитывать профессиональные, квалифицированные кадры.
Вознаграждение за труд является частью оплаты труда работников. В соответствии с законодательством (статья 129 Трудового кодекса РФ) заработная плата (оплата труда работника) состоит из 3 (трёх) частей: 1) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; 2) компенсационные выплаты; 3) стимулирующие выплаты. При этом размер вознаграждение за труд напрямую зависит от размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника. Так как любая система оплаты труда (сдельная, сдельно-премиальная, повременная, повременно-премиальная или иная) в своих расчётах исходит из тарифных ставок или окладов работников.
В настоящее время на подавляющем числе предприятий и организаций страны размеры тарифных ставок, окладов работников ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это связано в первую очередь с тем, что Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации были ликвидированы минимальные государственные гарантии вознаграждения за труд.
В соответствии с этим законом утратила силу часть четвертая статьи 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов) не могли быть ниже МРОТ.
Конституционный суд РФ сформулировал правовые позиции относительно института МРОТ и минимальной заработной платы (Определение от 01.10. 2009 г. N 1160-О-О, Определение от 17.12. 2009 г. N 1557-О-О. Постановление от 07.12.2017 г. N 38-П, Постановление от 11.04.2019 г. N 17-П, Постановление от 16.12.2019 г. N 40-П).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации определил, что социально-экономическая природа минимального размера оплаты труда (МРОТ) предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ, в нормальных условиях труда, с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.
В докладе "Качество жизни населения как фактор развития российской экономики" Института народнохозяйственного прогнозирования РАН на президиуме РАН 31 октября 2023 г. приводятся следующие данные. В 2017 году на оплату труда шло 48% ВВП, а в 2022 году - только 39%. Разница в 9% ВВП - это недоплата за труд работников в размере 14-15 трлн. руб. в год.
Настоящим проектом федерального закона предлагается установить минимальные государственные гарантии вознаграждения за труд.
В указанных целях в Трудовой кодекс Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие, что минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем не может быть ниже минимального размера оплаты труда в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Данный федеральный закон направлен на восстановление минимальных государственных гарантий вознаграждения за труд, привлечение профессиональных квалифицированных кадров и устранение дефицита рабочей силы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.